3 июля 1996 года состоялся второй тур президентских выборов в России, в котором соперничали Борис Ельцин и Геннадий Зюганов. Эти выборы стали самыми непредсказуемыми в истории постсоветской России. До самого конца было неясно, кто победит, а в первом туре соперники набрали практически равное количество голосов.
Своеобразной репетицией президентских выборов стали парламентские выборы в декабре 1995 года. И их результаты не сулили Кремлю ничего хорошего. Убедительную победу на выборах одержали коммунисты, набравшие вдвое больше голосов, чем партия власти «Наш дом — Россия», которая умудрилась проиграть в борьбе за второе место даже ЛДПР.
Голосование было настолько протестным, что блок сталинистов во главе с Анпиловым, Крючковым и Тюлькиным едва не проскочил в парламент, набрав 4,5% голосов, всего вдвое меньше партии власти.
В результате был избран, вероятно, самый оппозиционный парламент в истории постсоветской России. И это неудивительно, если учесть, что за 4 года страна пережила шоковую терапию, многомесячные невыплаты зарплат, закрытие заводов, провал реформ, непрекращающийся экономический кризис и войну в Чечне. Все вместе это привело к колоссальному падению жизненного уровня даже в сравнении с не самыми выдающимися показателями времен СССР. Неудивительно, что огромный рейтинг Ельцина (а в начале 90-х он действительно был суперпопулярной фигурой) испарился без следа. К началу 1996 года даже самые оптимистичные эксперты не поставили бы ни рубля на победу Ельцина, его рейтинг колебался в районе 3–8%.
Некоторые соратники предлагали Ельцину не мелочиться и просто отменить выборы под предлогом коммунистической угрозы. Но уважаемые западные партнеры такой финт вряд ли оценили бы, а тогда от их кредитов зависело многое. Так что пришлось идти на выборы. Правда у Кремля всё-же был один ключевое ресурс — практически все СМИ находились в той или иной степени под их контролем. Газета «Завтра» против Первого канала — это очень предсказуемое сражение.
За несколько месяцев до выборов началась самая беспощадная в истории бомбардировка сознания, какая только случалась на выборах в России. В сравнении с президентской кампанией 1996 года любые выборы путинской эпохи — это просто верх пристойности и благочестия.
Некоторые элементы предвыборной кампании были вполне приличными. Например, та же кампания «Голосуй или проиграешь» была калькой с американской, принесшей успех Клинтону в 1992 году. В регулярных напоминаниях об ужасах коммунизма тоже не было ничего особенного. Но были и моменты за гранью. Например, легендарная газета «Не дай бог!».
Регулярные сравнения Зюганова с Гитлером и рассказы, как Зюганов всех убьет после прихода к власти, были сущей ерундой в сравнении с рубрикой «С коммунистическим приветом». В этой рубрике печатались письма сторонников Зюганова. Разумеется, никаких писем они в газету не писали, а выдумывали их сами журналисты. Особый пунктик был на еврейской теме. Практически каждое второе письмо от Марьи Ивановны или Ивана Васильевича сопровождалось обещаниями повесить/сжечь/четвертовать/расстрелять всех евреев в случае победы Зюганова. Каждое третье письмо сводилось к тому, что Гитлер очень хороший, потому что уничтожал евреев. Примерно половина писем содержала отборный мат и ругательства. И каждое письмо обещало убить если уж не всех евреев, то уж точно всех сторонников Ельцина после победы Зюганова. Словом, демократические журналисты как бы намекали, что все милые Марьи Ивановны на самом деле в душе фашисты, и только Ельцин сможет спасти прогрессивные меньшинства от русских фашисто-коммунистов. Словом, газета должна была зацепить жителей миллионников, а также национальных республик (в первую очередь там и распространялась). Газета выходила тиражом 10 миллионов экземпляров и пройти мимо нее было просто невозможно.
Политтехнологи Ельцина стремились зацепить три аудитории — жителей крупных городов, нацреспублики и молодежь. Для последней Ельцин приготовил подарок, ныне напрочь позабытый. Ровно за месяц до выборов президент подписал указ об отмене армейского призыва и переходе к контрактной службе с 2000 года.
В соответствии с указом №722, в декабре 1996 года правительство должно было представить законопроекты о переходе к службе на профессиональной основе начиная с весны 2000 года. Разумеется, это было классическим предвыборным кидаловом. После переизбрания Ельцина была одобрена новая Концепция военного строительства, из которой таинственным образом исчезло обещание о переходе к контрактной службе. Ранее он анонсировался с весны 2000 года, а в новой Концепции говорилось, что переход должен состояться «по мере возможностей», т. е. никогда. Более того, в качестве приятного бонуса для молодежи новая система ужесточила призывную систему, отменив часть уже имевшихся отсрочек.
Еще одной хитрой стратегией стала раскрутка генерала Лебедя, внезапно заявившегося на выборы. Денег дал Березовский, на Первом канале Лебедю выделили большое количество эфирного времени под его запоминающиеся ролики «Каждому времени — свой Александр» (таким образом, он сравнивался с великими Александрами прошлого — Македонским, Суворовым и т. д.).
Технологии сработали. В первом туре выборов, состоявшемся 16 июня, Ельцин одержал победу, хотя и неубедительную. Он набрал 35% голосов, всего на 3% больше, чем Зюганов. Зато очень хорошо выступил Лебедь, получивший 14,5%. В соответствии с договоренностями, Лебедь отдал голоса Ельцину в обмен на месте секретаря совета безопасности.
Второй тур был назначен на 3 июля. На протяжении следующих двух недель Россия стала, наверное, самой безысходной страной в мире. На федеральных телеканалах безостановочно крутили постперестроечную чернуху про советские времена. Цель понятна — заставить избирателей, особенно молодежь, уже привыкшую к развлечениям, на своей шкуре почувствовать, что грозит в случае победы Зюганова.
3 июля состоялся второй тур. Ельцин одержал победу, на 13% опередив Зюганова. Впрочем, до сих пор популярно мнение, что в действительности выиграл Зюганов, однако ему не на что было опереться, все силовики и СМИ были на стороне Кремля, поэтому он даже не пытался всерьез оспорить поражение.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома».
Купите подписку (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!