25 июля 1930 года в СССР введено всеобщее обязательное трехлетнее образование. Только через 13 лет после революции большевикам удалось охватить хотя бы начальным образованием бо́льшую часть детей.
Согласно устойчивому советскому мифу, сразу же после прихода большевиков к власти расцвело сто цветов и засоперничало сто школ. Не то что при проклятом царизме, где детей мучали неведением и не разрешали учиться. В реальности ситуация была не такой радужной, как в победных пропагандистских реляциях.
После прихода к власти большевиков все церковно-приходские школы были отменены. Разумеется, это привело к понятным последствиям — учиться стало не у кого. Церковно-приходские школы базировались вокруг церквей и храмов, которые были почти в каждом селе. Благодаря этому охват начальным образованием был максимальным. Реквизировать здания школ (там, где они были) удалось, но вот учительских кадров элементарно не хватало. С земскими школами было попроще, учителя просто остались при них и вместо земств получали деньги от Наркомпроса.
Неудивительно, что колоссальная и одномоментная реформа, затеянная большевиками, привела к резкому провалу по цифрам. Если до революции в стране насчитывалось свыше 100 тысяч начальных школ, то к середине 20-х годов их количество сократилось на четверть и едва превышало 80 тысяч.
Количество учеников также сократилось. К середине 20-х их было даже меньше, чем по состоянию на 1914 год. Лишь ближе к концу 20-х годов довоенные показатели по количеству учеников удалось превысить.
Но возникла новая проблема. Не хватало учителей. Несмотря на то, что педагогов для начальных школ готовили по ультраоблегченному варианту и в кратчайшие сроки, нехватка достигала такого уровня, что на одного учителя в среднем приходилось втрое больше учеников, чем до революции. В отдельных районах на одного учителя приходилось по 100–120 учеников.
Все это привело к тому, что детей в отдельных районах просто перестали принимать в школы. Новых школ, за исключением национальных окраин, почти не строили, а старые были рассчитаны на определенное количество учащихся. В 1925 году каждый пятый школьник в РСФСР получил отказ в обучении по причине перегруженности начальных школ (именно РСФСР, так как остальные союзные республики получали бюджетные ассигнования в приоритетном порядке).
Поскольку денег на постройку школ не хватало, да и было жалко (еще же на мировую революцию надо было делать взносы), решено было воспользоваться местными ресурсами. В провинциях создавались специальные школьно-строительные фонды, в которые рабочие заводов, общественные организации и некоторые хозяйственные предприятия в добровольно-принудительном порядке отдавали часть средств. Затем деньги из этих фондов использовались для строительства новых школ.
Несмотря на пропагандистские крики про небывалую высоту советского образования, за полтора десятилетия в лучшую сторону ничего не изменилось. Большевики либо топтались на месте, либо вообще регрессировали. Количество учащихся превысило дореволюционные показатели только в конце 20-х. Расходы на одного учащегося за полтора десятилетия почти не выросли. Если до революции на одного ученика затрачивалось порядка 3,5 рубля, то в конце 20-х на советского школьника тратили около 4 рублей.
На состоявшемся в июле 1930 года XVI съезде ВКП(б) большевики вынуждены были признать, что с образованием все очень плохо: количество школ составляет 21% от необходимого для удовлетворения потребностей, на одного ученика приходится порядка 7 кубометров учебного пространства, на одного учителя приходится по 50 учеников.
Тем не менее вскоре после съезда, 25 июля того же года, было принято постановление ЦК о введении всеобщего обязательного начального образования. Поскольку школ на всех в любом случае не хватило бы, пришлось пойти на ухищрения. В отдельных отдаленных районах вместо школ создавалось что-то типа краткосрочных передвижных школ в духе гастролирующих цирков. В других случаях под школы отбирали и переоборудовали жилые дома. Учеников запихивали в школы по три смены.
Это позволило уже к середине 30-х рапортовать о внедрении всеобщего начального образования. Хотя еще в конце 30-х нередки были жалобы на то, что местные исполкомы плохо следят за исполнением постановления и в их районах не достигнут охват школьным образованием (в основном это касалось девочек). Фактически полноценный охват начальным образованием состоялся только к 50-м годам.
В городах к этому времени уже действовало обязательное семилетнее образование (там его ввели еще до войны). В хрущевское время его распространили и на сельскую местность. С этого момента уже можно говорить о полноценном всеобщем образовании в стране.
Бессмысленное. Беспощадное. Твое. Платное образование в СССР
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома».
Купите подписку (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!