30 июля 1992 года бывшего многолетнего главу ГДР Эриха Хонеккера выслали из Российской Федерации в Германию, где он был незамедлительно арестован для проведения над ним судебного процесса.
Стоит отметить, что нет точной ясности с датой высылки Хонеккера в Германию. Примерно в половине источников сообщается о том, что это произошло 30 июля, другая половина утверждает, что всё случилось вечером 29 июля.
Хонеккер с юности был увлечён левыми идеями и ещё до совершеннолетия вступил в немецкую компартию. Некоторое время прожил в СССР, куда был направлен по путёвке компартии для учёбы в Международной ленинской школе. Значительной роли в донацистской Германии он не играл. Во-первых, к моменту прихода к власти Гитлера Хонеккеру был всего 21 год, во-вторых, он был уроженцем Саара, который после Первой мировой был мандатной территорией Лиги Наций и присоединился к Германии только по результатам референдума в 1935 году.
Почти сразу же Хонеккер оказался в тюрьме. При обыске у него нашли печатный станок, прокламации и т. п. вещи. Он получил 10 лет и просидел их в Бранденбургской тюрьме. Можно сказать, что ему повезло, особенно по сравнению с некоторыми коммунистическими лидерами, которые погибли в концлагерях. Хонеккер не был сколько-нибудь значимой фигурой, и нацисты не имели стремления уничтожить его. В 1945 году Хонеккер, просидевший в заключении девять лет, был освобождён советскими войсками.
И сразу же включился в работу. Восточные немцы искали людей, не связанных с нацистами, для партийной работы. Подняли старые списки, вспомнили, что был такой Хонеккер, и сразу же назначили его руководить Союзом свободной немецкой молодёжи (аналог советского комсомола).
Став фигурой, присутствующей почти во всех делегациях ГДР, Хонеккер зачастил в Москву, примелькался там и таки добился своего. Сначала его включили в состав Политбюро (где он курировал вопросы безопасности), а затем Москва поддержала его против ретрограда-сталиниста Ульбрихта во внутрипартийной борьбе, и в начале 70-х Хонеккер стал новым главой ГДР.
Во главе государства он оставался 18 лет. Однако на волне перестройки СССР отказался от поддержки восточноевропейских режимов, предоставив им свободу. Это сразу же резко пошатнуло позиции Хонеккера, который, узнав о горбачевском решении, чуть не впал в кому и на время исчез со всех радаров.
Позднее он вернулся, но было уже поздно. Политбюро решило пожертвовать непопулярным лидером, и Хонеккеру пришлось голосовать в поддержку своей собственной отставки на заседании.
Дальше пошли уже совсем другие процессы. Пока готовилось объединение двух Германий, на Хонеккера в ГДР завели уголовное дело, выселили из дома, и он некоторое время метался по Германии, пока не нашёл приют в советском военном госпитале под вооружённой охраной. Там его не рискнули тронуть.
Горбачёв попробовал как-то выправить ситуацию и пригласил его в СССР в качестве своего личного гостя, понимая, что немцы явно жаждут крови. На советском самолёте Хонеккера доставили в Москву в марте 1991 года.
Но и в СССР шли процессы распада, и уже в августе Горбачёв лишился всех рычагов власти. Немцы подождали, пока Горбачёв не уйдёт в отставку, и потребовали выдать Хонеккера назад. В Москве, во-первых, были не в том положении, чтобы о чем-то спорить, условия диктовали немцы (в конце концов, это в СССР было нечего есть, а не в Германии, к тому же на забывайте, что вы проиграли Холодную войну). Во-вторых, Ельцину было вообще не до беглого лидера ГДР. Хонеккер, поняв, что дело плохо, укрылся в посольстве Чили в Москве. В своё время ГДР немало помог левым чилийцам в период Пиночета, а у власти в стране как раз была левая коалиция.
Но Чили и Германия имели несопоставимый вес. Колю достаточно было снять трубку и сказать чилийцам пару слов, после чего они клятвенно заверили, что на днях выгонят злодея Хонеккера из своего посольства, пусть только господин Коль не гневается на них.
Поняв, что на чилийцев рассчитывать не приходится, Хонеккер обратился за политическим убежищем к РФ. Но в России тогда полным ходом шли революционные изменения, шоковая терапия, отпуск цен, развал всего, какой Хонеккер, вы что, сдурели? Сахар есть — и то хорошо.
В итоге Хонеккера посадили на самолёт и отправили в Берлин, где его арестовали сразу же в аэропорту. Поскольку в ГДР никогда не было репрессий, подобных сталинским, Хонеккера решили обвинить в каждом убийстве, произошедшем у Берлинской стены при попытке перебежать из Восточного Берлина в Западный. Однако продержав его в заключении почти полгода, немцы решили, что нет смысла судить 80-летнего смертельно больного старика по делу о Берлинской стене, и в итоге его освободили. После чего он незамедлительно перебрался в Чили, где и умер через полтора года.
Хотя для самого Хонеккера в итоге все закончилось относительно безболезненно, в коммунистических кругах до сих пор с таким яростным негодованием вспоминают отказ в убежище Хонеккеру (и ругают и Горбачева, и Ельцина), как будто беднягу отдали на растерзание львам или крокодилам. По большому счету, новой РФ, дистанцировавшейся от СССР, не было никакого дела до престарелого лидера другой страны, а Ельцин не собирался ссориться из-за старика со страной, у которой, возможно, ещё предстояло выпрашивать кредиты.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома».
Купите подписку (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!