16 августа 1848 года родился Владимир Сухомлинов — генерал от кавалерии, военный министр, ставший жертвой политических интриг и борьбы за власть. Так называемое дело Сухомлинова было одним из самых скандальных в последние годы существования Империи.
Все крупные политические фигуры последних лет Империи в обязательном порядке должны рассматриваться через призму революционной пропаганды и советской историографии. То есть если пропаганда/историография кричат на все лады, что человек негодяй, сволочь, подлец, бездарный дурак и предатель, значит, человек, скорее всего, умный, честный, толковый, и находившийся, что называется, на своем месте. Это правило применимо практически ко всем фигурам.
Что мы знаем о Сухомлинове из советских учебников истории? Что он дурак, шарлатан, взяточник, вор, предатель и далее по списку. Разумеется, все было совсем не так.
Прежде всего стоит отметить, что Сухомлинов — это человек на своем месте, проделавший путь в кресло министра через все ступеньки. Сначала кадетский корпус, потом Георгиевский крест за русско-турецкую войну, в 26 лет блестяще закончил Академию генштаба, затем преподавал в ней, выпускал пособия по военной тактике, преподавал военную историю двум великим князьям, возглавлял офицерскую кавалерийскую школу, командовал полком, затем дивизией. Возглавлял штаб Киевского военного округа, затем был заместителем командующего и, наконец, командующим военным округом. Некоторое время был генерал-губернатором, затем начальником Генерального штаба. Член совета государственной обороны. С 1909 года — военный министр.
То есть Сухомлинов — не директор табуреточной фабрики, удачно женившийся. На роль военного министра он годился лучше почти каждого из советских и постсоветских министров обороны. Тогда откуда все эти уничижительные характеристики?
Сухомлинов пал жертвой политической борьбы между Думой и Императором, возобновившейся в 1915 году. Поначалу думская оппозиция затихла и даже демонстрировала лояльность, но после первых же неудач перешла в наступление, объединившись в Прогрессивный блок. По мысли его участников, первостепенными действиями в условиях мировой войны должны были стать предоставление Польше автономии, политическая амнистия, передача власти сформированному Думой правительству, отмена черты оседлости и прекращение «изнасилования малоросской печати». Уже по этим требованиям в разгар войны можно оценить интеллектуальный уровень участников блока.
Помимо того, что никакой моментальной победы не случилось, начались еще и проблемы с боеприпасами — «снарядный голод», который затронул все воюющие стороны. Это произошло по одной простой причине — все воюющие армии рассчитывали на очень быструю войну. Ожидалось, что все закончится уже к концу года, поэтому и подготовили на складах определенный запас боеприпасов и оружия. Но война оказалась совсем не такой, как ожидали теоретики, всем воюющим державам пришлось на ходу перестраивать экономику на военные рельсы.
Сухомлинов стал первой целью думской оппозиции, которая обрушила на него вал критики. Тем более что между ним и Думой всегда были очень напряженные отношения. Самое мягкое, в чем его обвиняли, это «провал подготовки к войне». Хотя по большому счету упрекнуть Сухомлинова было не в чем: мобилизационные планы, разработанные им, сработали безупречно и позволили провести мобилизацию без сучка и задоринки даже быстрее планируемых сроков. Что же касается снарядов и пушек, то предугадать, что конфликт затянется, не мог никто, даже немцы, изначально готовившиеся воевать на два фронта, столкнулись с определенными проблемами в снабжении.
Сухомлинова подвергли беспощадной критике, с намеками на взятки и чуть ли не предательство в пользу немцев. Прогрессивный блок быстро оформил думскую комиссию по расследованию дела. Император под мощным давлением вынужден был пойти на компромисс и снять Сухомлинова. Однако через несколько дней в качестве ответного удара он снял с поста главнокомандующего Николая Николаевича, который, к слову, был в ужасных отношениях с Сухомлиновым.
Это была очень крупная победа оппозиции, поскольку Сухомлинов был одним из наиболее близких к царю министров. А заменили его, в порядке компромисса, на Поливанова — бывшего заместителя Сухомлинова, которого он в свое время уволил из-за близости к думской оппозиции вообще и Гучкову в частности.
Поливанов при поддержке оппозиционеров начал мощную атаку на Сухомлинова. В этот период он достиг почти популярности Распутина, который, как известно, командовал фронтами в одиночку. Поток клеветы достиг такого уровня, что Сухомлинов вызвал Поливанова на дуэль. Но она так и не состоялась, поскольку Дума добилась уголовного дела. Обвинения были смехотворны, и Сухомлинов ожидал, что легко отобьет бредовые обвинения политических шарлатанов в связях с Германией и сознательном вредительстве.
Некоторое время Сухомлинов провел в Трубецком бастионе, после чего был отпущен под домашний арест. После Февральской революции бунтовщики первым делом кинулись арестовывать генерала. Причем в Думу его везли под дулом пистолета.
Когда начался судебный процесс, внезапно выяснилось, что предъявить генералу нечего даже в условиях революционного правосудия. Большинство обвинений по уровню тянули на бульварный фельетон. Например, февралист Шульгин вспоминал:
Александр Иванович Гучков завязал прочные связи с петербургскими офицерами, преимущественно молодыми, которые указывали ему на всевозможные недочеты русской армии. Вот от них-то Гучков и получил сведения о шпионском окружении Сухомлинова.
Так что почти по всем обвинениям Сухомлинов был оправдан. Однако и отпустить его не могли, ведь думцы начали свой революционный поход именно с Сухомлинова в 1915 году. Это они кричали на всех углах, что он предатель, взяточник и дурак.
В итоге по формальному обвинению в неподготовленности армии к войне Сухомлинова отправили на пожизненную каторгу. Однако в силу возраста заключение заменили тюремным. Это были уже последние дни власти Временного правительства. Весной 1918 года большевики амнистировали пожилых заключенных. Среди них был и Сухомлинов, который сразу же выехал из страны в Финляндию.
Позднее он перебрался в Германию, где и провел последние годы жизни. Он умер в 1926 году в возрасте 77 лет. Тем не менее, в официальной исторической легенде он до сих пор считается бездарностью, из-за которой «Россия была не готова к войне».
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг