23 августа 1915 года верховный главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич был отстранен от командования. Это ключевое событие ознаменовало окончательный и бесповоротный раскол между императором и думской оппозицией.
Николай Николаевич приходился императору двоюродным дядей. Он умел произвести впечатление своей идеальной выправкой и огромным ростом, прекрасно ориентировался в придворных раскладах, значительная часть высших командиров в императорской армии была его ставленниками и преданными адептами. Поэтому Николай Николаевич сам по себе был фигурой, с которой считались все. Благодаря множеству протеже в историографии сложился образ сиятельного и блестящего стального князя, военного гения, одерживающего победу за победой, который выиграл бы войну, если бы не глупый император. В действительности этот имидж великому князю создавали несколько военных из числа его обожателей, написавшие в постреволюционной эмиграции мемуары.
В довоенное время он на протяжении долгих лет командовал гвардией и столичным военным округом. Особенно вознесся Николай Николаевич после неудачной русско-японской войны, когда был создан специальный вневедомственный орган — совет государственной обороны, который взялся за реформирование армии.
Николай Николаевич начал быстро замыкать армию на себя. Добился выделения Генштаба из военного министерства и сразу же назначил руководить штабом своего доверенного человека — Палицына. Также было затеяно несколько других перетасовок с целью максимальной децентрализации военного ведомства.
По всей видимости, император, недовольный возвышением Николая, сыграл через думских ораторов. Гучков и прочая компания подняли шум, что СГО никому не нужный орган, ослабляющий армию, и император его распустил. Начальником генштаба назначил своего доверенного человека Сухомлинова, а позднее сделал его военным министром, перезамкнув всю военную власть на него.
Сухомлинова Николай Николаевич возненавидел и позднее немало поспособствовал его шумному падению.
С началом Первой мировой предполагалось, что армию возглавит сам государь. Однако взбунтовалось правительство, да и Дума была недовольна. Они столько лет боролись за ограничение императорской власти, и теперь не хотели расширять его полномочия. Поэтому в рамках компромисса со всеми кругами от этой идеи пришлось отказаться. Вместо этого император хотел выдвинуть на пост главнокомандующего Сухомлинова, но его кандидатура также не нравилась оппозиции, поскольку он воспринимался как аватар царя. В итоге осталась только кандидатура Николая Николаевича, который имел массу обожателей в среде генералитета и его назначение с первого взгляда не вело к изменению придворных раскладов.
Поначалу все шло хорошо, но после первых военных неудач Николай Николаевич начал подыскивать кандидатов, на которых можно было бы свалить ответственность. В этом совпали его интересы с проснувшейся думской оппозицией, создавшей Прогрессивный блок. В главные виновники был определен военный министр Сухомлинов, чье падение должно было максимально ослабить императора и которого лично Николай Николаевич давно ненавидел (впрочем, Сухомлинов отвечал ему взаимностью).
Благодаря очень шумной и откровенно клеветнической кампании в Думе Сухомлинова удалось свалить. Но в качестве ответного хода император убрал самого Николая Николаевича с поста главнокомандующего. Под безукоризненным предлогом неудачного руководства ходом военных действий.
Это решение вызвало настоящий взрыв и едва ли не мятеж. Правительственный кабинет практически в полном составе направил императору письмо с требованием не отстранять Николая Николаевича:
Государь, еще раз осмеливаемся Вам высказать, что принятие Вами такого решения грозит, по нашему крайнему разумению, России, Вам и династии Вашей тяжелыми последствиями. На том же заседании воочию сказалось коренное разномыслие между председателем Совета министров и нами в оценке происходящих внутри страны событий и в установлении образа действий правительства. Такое положение, во всякое время недопустимое, в настоящие дни гибельно.
Находясь в таких условиях, мы теряем веру в возможность с сознанием пользы служить Вам и Родине.
Николай II своего мнения не изменил и пожурил министров за забастовку. Николай Николаевич был назначен наместником на Кавказе. Эта кадровая перестановка вызвала окончательный раскол между императором и оппозицией. С этого момента и до самой революции они находились в состоянии открытой войны.
Что касается Николая Николаевича, то у него были сторонники из числа февралистов, и поначалу предполагалось, что именно он возглавит армию после свержения монархии. Николай Николаевич уже ехал в Ставку принимать командование, когда февралисты решили все переиграть и кинули великого князя. В итоге он уехал в Европу, где стал одним из центров притяжения белой эмиграции, находился в натянутых отношениях с Врангелем. Тем не менее после его смерти Великий князь некоторое время возглавлял РОВС.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг