21 сентября 1993 года Ельцин распустил оппозиционный парламент. После выхода президентского указа № 1400 противостояние между парламентом и президентом перешло в горячую фазу и завершилось уличными боями в Москве.
Корни будущего противостояния были заложены еще в последние годы существования советского государства, в рамках борьбы Ельцина и Горбачева. Первоначально Ельцин возглавлял Съезд народных депутатов (органом которого был Верховный Совет по новой реформе). Однако после того, как Горбачев выбил себе пост президента СССР, Ельцин решил не отставать и создал аналогичный пост в рамках РСФСР. При этом никто не обратил внимания, что это породило нехорошую коллизию. Де-факто парламент и президент были равнозначны, каждый из них считал себя высшей властью в республике и юридические нестыковки между ними никто не поправил. На тот момент это было не нужно, поскольку парламент радостно поддерживал Ельцина в борьбе с Горбачевым.
Все изменил первый год постсоветской России. Шоковая терапия оказалась по-настоящему шоковой, к последствиям резкого перехода на рыночные рельсы и либерализации цен оказался не готов никто, за исключением нескольких человек.
Тяжелый 1992 год привел к тому, что прежние коалиции стали рассыпаться и каждый начал перетягивать одеяло на себя. Парламент, считавший себя высшей властью, начал постепенно переходить на антиельцинские позиции и стал точкой притяжения для всех недовольных новой политикой. Включая и недавних временных союзников Ельцина типа Руцкого, который был вице-президентом, но на фоне начавшейся неразберихи решивший сыграть в свою игру, перейдя в Верховный Совет.
До обеих сторон конфликта быстро дошло, что ситуация неопределенная и все они имеют почти равные шансы. Во всяком случае, на бумаге и парламент и президент считались главными в стране.
Поначалу основная баталия развернулась вокруг нового проекта Конституции, поскольку старая советская только все путала и порождала несуразицы типа двоевластия. Нужен был новый документ. Поскольку и те и другие считали себя высшей властью, каждый писал конституционные проекты под себя, без расчета на компромисс. Проект ельцинской конституции предусматривал суперпрезидентскую республику с мало на что влияющим парламентом. Проект депутатов предусматривал скорее парламентскую республику с очень влиятельным парламентом и слабым президентом, которому за малейшее нарушение конституции можно легко организовать импичмент. Ельцинский проект, в свою очередь, предусматривал крайне тяжелую и почти невозможную в реальности процедуру импичмента, зато весьма простую процедуру роспуска парламента.
Пока в парламенте любовались самими собой и увлекались бумажками, Ельцин стягивал на свою сторону силовиков. Ему удалось заручиться поддержкой руководителей всех силовых ведомств. После этого он перешел в атаку. В марте 1993-го Ельцин атаковал парламент, обвинив депутатов в безответственности и скатывании страны в хаос, и объявил о присвоении самому себе практически неограниченных полномочий вплоть до принятия новой Конституции. Сделано это было несколько грубовато и не технично, больше всего напоминало открытый переворот, и, видимо, советники порекомендовали повременить с этой мерой. К тому же заупрямился Конституционный суд. В итоге особый порядок управления так и не был введен. Однако депутаты парламента под предлогом ельцинского превышения полномочий попытались организовать ему импичмент, но им не хватило нескольких десятков голосов.
В апреле состоялся т. н. референдум о доверии, также известный как «референдум Да-Да-Нет-Да» — именно так СМИ призывал граждан голосовать на нем. По итогам голосования позиции сторонников и противников Ельцина были близки, почти 1 к 1, но с незначительным перевесом преобладали сторонники президента. Который сразу же объявил, что по результатам референдума граждане выразили однозначную поддержку его курсу.
Все лето стороны занимались написанием своего варианта Конституции. К сентябрю Ельцин получил поддержку всех силовиков и согласие американцев на решительные действия (в Вашингтон на переговоры слетал министр иностранных дел Козырев).
21 сентября Ельцин вновь переходит в атаку, зачитав «Указ о поэтапной конституционной реформе», также известный как указ № 1400. Суть указа заключалась в роспуске парламента, который «является политическим препятствием, мешающим народу самому решать свою судьбу». Так изящно парламент еще никто не характеризовал.
Ельцин, сославшись на результаты весьма неоднозначного апрельского референдума, объявил о роспуске парламента. Конституционный суд его не поддержал, назвав указ антиконституционным, но его никто не слушал. Парламент, в свою очередь, издал указ об отрешении Ельцина от должности, исполняющим обязанности президента стал Руцкой. Ельцин внес в стан противника дополнительный раскол указом о социальных гарантиях депутатам. Фактически он открыто перекупил группу умеренных депутатов парламента, в обмен на деньги и посты перешедших на сторону Ельцина. Среди этой группы оказались известные в будущем Починок и Степашин.
Однако ключевая для парламента проблема заключалась в том, что все СМИ и силовики были на ельцинской стороне. Парламент сколько угодно мог размахивать бумажками и ссылаться на антиконституционные указы президента, но сколько дивизий было у Ельцина и сколько у них? После неподчинения указу о роспуске парламенту отключили телефонную связь. Вся столичная милиция переводилась на усиленный вариант несения службы. Премьер Черномырдин потребовал от всех глав регионов безусловной поддержки Ельцина. Сторонникам парламента начали раздавать оружие штатной охраны здания. Кровавая развязка стала неминуемой.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг