30 января 1801 года Грузия (Картли-Кахетинское царство) была присоединена к Российской Империи на основании манифеста императора Павла I.
Тогдашняя Грузия — небольшой клочок земли, беспрерывно терзаемый набегами горцев и персов. После распада государства часть грузинских территорий отошла к османам, другая часть раскололась на независимые друг от друга царства, но грузинам удалось сохранить Картли и Кахетию, которые позднее вновь объединились.
Россия стала сближаться с Грузией еще с петровских времен, намереваясь закрепиться в регионе перед захватом прикаспийских территорий. Грузины не имели регулярной армии и не могли противостоять набегам беспокойных соседей. Для России это направление экспансии еще не стало первостепенным, но русские отряды несколько раз отправлялись в Грузию для поддержки местных иррегуляров.
Грузины прекрасно понимали, что не способны противостоять ни персам, ни горцам, ни туркам в одиночку. С другой стороны, им не хотелось терять власть и привилегии. Сторонам удалось придти к компромиссу: подписали Георгиевский трактат, приняв Картли-Кахетию под русский протекторат.
По этому договору Россия должна была защищать Грузию, а в регионе размещались русские солдаты. Однако через несколько лет войска вывели, и в скором времени Грузия подверглась разорительному набегу соседей. До сих пор точно неизвестно, почему это произошло. По одной версии, из-за нарушения условий трактата — в ходе русско-турецкой войны грузинский царь подписал с турками сепаратный мир. По другой версии, этого потребовали турки, и Россия уступила, поскольку из-за малочисленности отряд в Грузии все равно не смог бы противостоять полноценному вторжению.
Тем не менее после войны с турками русские войска вернулись. Подписавшие трактат грузинский царь и русская императрица скончались, ситуация изменилась. Новый российский император Павел I желал присоединения Грузии и велел начать переговоры с новым грузинским царем Георгием. Тот дал формальное согласие. Предполагалось, что до его смерти престол сохранится за ним, а затем его наследники будут управлять Грузией в составе России в должности генерал-губернаторов, но с сохранением всех титулов и привилегий.
Однако Георгий очень быстро умер, и присоединение Грузии пришлось форсировать. Через месяц после кончины царя Павел опубликовал манифест о присоединении Картли-Кахетинского царства к России. Наследнику Георгия, Давиду, не дали короноваться. Но через полтора месяца в Петербурге произошел дворцовый переворот, и новым императором стал Александр, перед которым встала дилемма: сам он совершенно не желал присоединения Грузии к России, однако процесс уже пошел. Манифест прочитали в Грузии, и теперь вариантов осталось всего два: либо отменить всю затею и оставить Грузию полностью независимым государством, либо присоединить ее на правах обычного региона.
Разбираться с ситуацией на месте отправили Кнорринга. Регион к тому моменту погряз в анархии как из-за вынужденного безвластия, так и из-за постоянных набегов горцев. Кнорринг вернулся в Петербург и рассказал о полном хаосе в стране, заметив, что в одиночку она не устоит совершенно точно. Александр решил: присоединять. Наследника и вдовствующую царицу вывезли в Россию (причем возмущенная вдова еще успела заколоть генерала Лазарева).
Присоединение Грузии прошло почти без эксцессов. Дворянству обещали сохранение всех вольностей и традиционного уклада, и большинство осталось этим довольно. Крестьянам было все равно, они оставались крепостными у тех же помещиков. Царская семья протестовала, но ее вывезли в Россию (позднее несостоявшийся царь получил почетное место в российском Сенате). Помогло и нападение персов, которое отбили русские войска (ранее персы с легкостью разоряли города и села). Главнокомандующим в Грузии (так первое время называлась должность главы региона) стал видный представитель московской грузинской диаспоры князь Цицианов.
В 1810 году к России присоединили Имеретинское царство, и большая часть грузинских земель оказалась в составе Российской империи.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг