22 февраля 1918 года начался легендарный Ледяной поход Белой армии из Ростова в Екатеринодар. Целью похода было соединение с отрядами, сформированными на Кубани.
После октябрьского переворота генералы Алексеев и Корнилов прибыли в Новочеркасск, где объявили о намерении бороться с большевиками. Так была создана Алексеевская организация, ставшая прообразом будущей Добровольческой армии.
Вместе с тем донские казаки играли в свою игру и не намеревались присоединяться к Белому движению. Тем не менее атаман Каледин позволил на несколько дней остановиться в Новочеркасске, однако просил по возможности формировать Белую армию где-нибудь в другом месте.
Тем не менее слухи о формировании армии распространялись всё шире, и на Дон стали стекаться офицеры. Первым сформированным отрядом будущей Добровольческой армии стала Сводно-офицерская рота. Приезжали юнкера, присоединилось даже незначительно количество казаков.
На формирование армии кредит выделил ростовский филиал Русско-азиатского банка, часть денег пришла от частных пожертвований. Накануне Ледяного похода небольшие финансовые поступления пришли от Антанты.
В начале 1918 года армия получила название Добровольческой. На тот момент она комплектовалась исключительно по добровольческому принципу и к моменту начала Ледяного похода ее численность составляла всего лишь около 4 тысяч человек. Большую часть личного состава армии составляли офицеры — их число двукратно превышало количество рядовых. Большую часть офицерского состава составляли прапорщики, поручики и подпоручики, что позволило сформировать несколько офицерских батальонов. Командующим армией был назначен генерал Корнилов.
Силы красных многократно превосходили их и не стояли без дела, продвигаясь к Ростову. Практически лишенные возможностей для маневра, добровольцы направились к Екатеринодару, где рассчитывали соединиться с кубанской армией Покровского, по своей численности на тот момент примерно сопоставимой с Добровольческой армией.
22 февраля добровольческие отряды покинули Ростов-на-Дону и двинулись к Екатеринодару. На протяжении всего пути им приходилось продвигаться с боями. Как уже говорилось, численно отряды красных многократно превосходили силы добровольцев, однако сильно уступали им в выучке — сказывались бывшие прапорщики во главе армии и посредственные боевые качества рядовых.
В начале марта при подходе превосходящих красных сил к Екатеринодару Покровский принял решение уйти из города на соединение с добровольцами, поскольку не рассчитывал в одиночку сохранить город. Красные заняли Екатеринодар без боя и добровольцам уже не было смысла двигаться туда, поскольку солдатам надо было дать возможность отдохнуть после постоянных боев. Соединившись с кубанцами, добровольцы двинулись обратно, вновь с боями. Погода тем временем неожиданно испортилась. После мартовской оттепели неожиданно ударили совершенно нетипичные для этого края морозы, в связи с которыми поход и прозвали Ледяным.
В апреле все же была предпринята попытка штурма Екатеринодара, однако она закончилась неудачей. Город обороняли 20-тысячные силы РККА и штурм не удался. Добровольцы отступили на Дон, где завершили свой поход в начале мая.
Казалось, поход завершился провалом: белые не смогли овладеть Кубанью и к концу Ледяного похода потеряли несколько своих лидеров. При штурме Екатеринодара погиб главнокомандующий Корнилов и первый командир ударного Корниловского полка Неженцев. Однако, как оказалось, все только начиналось. После возвращения добровольцев на Дон казаки, пожившие под властью большевиков, взвыли и подняли против красных оружие, присоединившись к добровольцам, которые уже получили ядро будущей полноценной армии, сформированное из участников Ледяного похода, прозванных первопоходниками.
Первопоходники были элитой элит Белого движения, самые первые и самые убежденные противники большевизма. Знак первопоходника считался одной из самых престижных белых наград. Они начали битву в совершенно безнадежных условиях, против многократно превосходящего по численности и вооружению врага. С началом Ледяного похода началось само Белое движение.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг