27 февраля 1887 года родился один из самых знаменитых летчиков Российской Империи Петр Нестеров, фактически положивший начало школе высшего пилотажа в российской авиации и позднее совершивший первый в мире таран самолета.
Нестеров родился в Нижнем Новгороде в семье воспитателя кадетского корпуса и после окончания того же корпуса, в котором работал его отец (к тому моменту уже умерший), он, как один из лучших выпускников, был направлен в престижное Михайловское артиллерийское училище.
Однако артиллеристом он так и не стал. В 1910 году молодой офицер увлекся авиацией. На тот момент это была самая современная отрасль, находившаяся в самом начале своего пути. Менее 10 лет прошло с того момента, как братьям Райт удалось впервые совершить полет.
Нестеров в кратчайшие сроки прошел обучение на пилота и к началу Первой мировой уже числился в авиации. В историю он вошел тем, что первым в России (и как минимум вторым в мире) совершил фигуру высшего пилотажа, позднее ставшую известной как «мертвая петля» (в России — «петля Нестерова»). На тот момент это считалось практически невозможным, конструкция самолетов и мощность двигателей не была рассчитана на это.
Мертвую петлю Нестеров выполнил примерно одновременно (с разницей в несколько дней) с французским авиатором Пегу. В России традиционно считается, что первым был Нестеров, во Франции отдают пальму первенства Пегу. Также стоит учитывать, что Нестеров был штатным армейским авиатором, неизвестным в Европе, тогда как Пегу был звездой мировой величины и, будучи гражданским авиатором, гастролировал по всей Европе, выполняя на самолете всевозможные трюки.
Нестеров, как и многие другие авиаторы на заре развития авиации, работал над улучшением моделей самолетов, на которых летал, и даже занимался созданием собственного самолета. Однако он так и не был завершен из-за начавшейся войны.
В годы войны оба авиатора были призваны в армию и оба погибли. Нестеров еще успел войти в историю, совершив первый воздушный таран в сентябре 1914 года. Самолеты тогда использовались исключительно для разведки, вооружение на них не устанавливалось и воздушные бои если и велись, то с использованием личного оружия пилотов или наблюдателей. Нестеров вовсе не собирался совершать подвиг камикадзе, он полагал, что таран можно совершить и при этом выжить, главное сделать это правильно — ударить в определенную точку крыла вражеского самолета при помощи шасси своего самолета.
Однако при попытке тарана он ошибся в расчетах и ударил шасси немного не туда, куда метил, из-за чего и его самолет потерпел крушение вместе с австрийским. Впрочем, считается, что Нестеров погиб еще в воздухе, ударившись головой о козырек ветрового стекла. Тем не менее Нестеров был прав — такой таран был возможен и несколько месяцев спустя его успешно совершил самый выдающийся русский ас Первой мировой войны Александр Казаков, протаранивший немецкий самолет и оставшийся в живых.
Любопытно, что Нестеров был едва ли не единственным русским героем Первой мировой войны, чье имя не только не было предано забвению в СССР, но и популяризировалось, особенно после Второй мировой. Его именем называли улицы, ставили памятники, а город Жолква, рядом с которым он погиб, был переименован в Нестеров. До сих пор Нестеров остается самым знаменитым в России летчиком той войны, несмотря на то, что в его послужном списке всего одна победа, поскольку до эры полноценных воздушных боев ему не суждено было дожить.
Также читайте: Русская авиационная промышленность и наука в дореволюционной России
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг