7 сентября 1812 года состоялось кровопролитное Бородинское сражение. Обе стороны потеряли в битве около 80 тысяч человек убитыми и ранеными.
Отечественная война длилась к тому моменту уже три месяца. Русские войска отступали, не решаясь на масштабные бои с превосходящими французскими силами. Эти маневры Барклая-де-Толли, главнокомандующего, вызвали негодование в аристократических кругах. Генерала обвиняли чуть ли не в трусости.
В рамках компромисса новым главнокомандующим стал Михаил Кутузов. Но и он, оценив расклад сил, не решился дать генеральное сражение французам и продолжил отступление. Наполеон же, в соответствии с воинскими представлениями того времени, рассчитывал одержать победу в крупной битве и спокойно закончить войну. Он совсем не планировал годами держать на подножном корму свое огромное войско.
Точный размер как русской, так и французской армии до сих пор остаётся предметом спора различных исследователей. Однако большая часть из них сходится в том, что русские войска уступали в численности французам.
В начале сентября русские полки оказались в ста с небольшим километрах от Москвы. Здесь было принято решение прекратить отступление и наконец дать Наполеону бой. Вместе с тем на победу и разгром неприятеля надежд было мало. К Москве двигалась без преувеличения лучшая армия мира — огромная и прекрасно обученная; французы уже полтора десятка лет воевали почти без перерыва. Русское командование надеялось как следует потрепать врага, нанеся ему как можно больший ущерб, и одновременно избежать разгрома.
Еще 5 сентября состоялось сражение за Шевардинский редут, которое длилось целый день и закончилось отводом русских сил — это была своего рода прелюдия к Бородину. Накануне Бородинского сражения русские войска расположились таким образом, чтобы центр и правое крыло стояли крепко, а левый фланг, где расположилась армия Багратиона, был чуть слабее. Планировалось, что французы в надежде прорвать его ударят в этом направлении, а Кутузов введет в бой резервы и ударит неприятелю во фланг.
Накануне битвы, ночью 7 сентября, Кутузов пришел к выводу, что фланг слишком слаб, и решил укрепить его, переведя к Багратиону дополнительные части.
Описать сражение 7 сентября в двух-трех предложениях просто невозможно, о нем написаны целые книги и монографии. И Наполеон, и Кутузов позднее считали Бородино самой великой битвой, в которой им доводилось участвовать.
При этом победитель в кровопролитнейшем бою так и не определен. Французы были уверены, что они победили, в России также объявили о своей победе (скорее, по пропагандистским соображениям). Своих целей не добилась ни одна из сторон. Наполеон не разбил русскую армию, которая существенно потрепала его части, а Кутузов не смог отбросить Наполеона от Москвы и продолжил отступление, хотя первоначально ожидалось, что на следующий день будет битва-продолжение.
Бородинская битва стала таким же важным инструментом дореволюционного нацбилдинга, как битва за Сталинград и ВОВ вообще в позднем СССР и нынешней России. Сейчас Бородино считается в России Днем воинской славы, но из-за чьей-то ошибки при переводе дат с юлианского на григорианский календарь ее назначили на 8 сентября, промахнувшись на один день.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг