19 октября 1812 года Наполеон вместе со своей армией бежал из Москвы. Захват пустого города не принес ему славы и не закончил войну.
Французские войска вошли в город 14 сентября. Наполеон, ожидавший парламентеров с символическими ключами от города и проектом мирного договора, не встретил в Москве никого. Вообще никого, за исключением нескольких сотен дворовых людей, оставленных приглядывать за имуществом.
Вскоре начались пожары, которые через несколько дней разрослись до такой степени, что выгорела почти вся деревянная Москва (каменные здания сохранились). Попытки наладить тушение пожаров ничего не дали, поскольку московский градоначальник граф Ростопчин во время эвакуации вывез весь пожарный инвентарь. Это натолкнуло Наполеона на мысль, что пожар устроили сами русские, сознательно. Он велел всеми силами искать поджигателей. Вскоре были пойманы несколько бродяг, которых без лишних разговоров признали поджигателями и расстреляли. Скорее всего, это были обыкновенные мародеры.
Советская пропаганда переосмыслила миф об Отечественной войне, и в СССР было принято считать, что Москву действительно сожгли русские, чтобы создать неудобства французам (это перекликалось со сталинской тактикой «выжженной земли»). Однако фактически в этом не было никакого смысла — в городе оставалось в избытке каменных зданий, где могли разместиться французские солдаты, а сожжение города было чревато огромными послевоенными затратами на его восстановление.
В действительности вопрос о виновниках пожара совсем не так прост, как кажется. Понятно, что во время войны каждая из сторон обвиняла друг друга. Русские объясняли пожар варварством Наполеона, он сам — русским дикарством. Наполеон даже провел в Европе целую кампанию в прессе, чтобы доказать, что пожар устроен не им. Это похоже на правду — уничтожение Москвы точно не было выгодно французам.
Наполеон возлагал вину на московского градоначальника Ростопчина, который демонстративно сжег свою усадьбу, чтобы она не досталась захватчикам, и публично говорил, что сжег бы и город. Но Ростопчин всю жизнь отрицал, что устроил пожар. Он утверждал, что уничтожил бы Москву, но Кутузов заверил его, что будет держать оборону, а потом экстренно решил уходить из города, и времени организовывать поджоги уже не было.
Кроме того, не сохранилось никаких приказов, планов или инструкций по поджогу города. Все имеющиеся отчеты о поджогах связаны с уничтожением севших на мель речных барок с имуществом. В конце концов, сам Кутузов мотивировал свое отступление тем, что он не хочет давать бой в городе, чтобы не подвергать его разрушению. Согласитесь, странно уходить из города ради его спасения, а потом немедленно его сжечь. Вдобавок уничтожить Москву без согласования с императором было немыслимо, а Ростопчин никак не мог обсудить этот вопрос с Александром.
Вероятнее всего, пожары возникли случайно и стихийно. Солдаты Наполеона рыскали по домам в поисках ценностей, вооружившись факелами. В подобной спешке им явно было не до соблюдения пожарной безопасности. Кроме того, в городе орудовали мародеры, которые также освещали себе путь факелами. Некоторые дома могли поджечь дворовые люди, решившие разграбить хозяйские имения и сжечь их для сокрытия следов: война все спишет.
Как уже говорилось, пожары не слишком повредили французской армии — при желании завоеватели могли остаться на зимовку, помещений для этого вполне хватало. Главной проблемой было снабжение — на коммуникациях орудовали летучие отряды. К тому же в условиях длительного безделья Великая Армия начинала понемногу разлагаться.
Пробыв в сожженном городе чуть более месяца, 19 октября Наполеон покинул Москву, чтобы больше никогда туда не вернуться.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг