Русский календарь: 28 октября 1908 года. Премьера первого русского художественного фильма

28 октября 1908 года состоялась премьера первого в истории русского кинематографа художественного фильма. Полный зал зрителей в театре «Аквариум» посмотрел фильм «Понизовая вольница» (также известный под названием «Стенька Разин»), который открыл эпоху отечественного кино.

2810

Фильм появился на свет усилиями Александра (до принятия православия — Абрама) Дранкова — знаменитого на всю Империю фотографа и одного из первых кинооператоров и кинопродюсеров. Дранков, как уже говорилось, был чрезвычайно известен как фотограф, но в 1907 году не на шутку увлекся новейшие поветрием — синематографом.

Поначалу Дранков снимал только документальные фильмы. В частности, именно он запечатлел на кинопленку Льва Толстого. Дранков решил снять первый в России художественный фильм, сюжетной основой для которого была выбрана пьеса Гончарова про Стеньку Разина, шедшая как раз в том же самом театре «Аквариум», где был организован первый показ фильма.

Фильм получился достаточно простеньким и примитивным, все же это был 1908 год. Хронометраж едва превысил шесть минут. Тем не менее фильм был благосклонно принят и зрителями, и публикой, и особенно запомнился эпизодом, когда Разин бросает персидскую княжну (на самом деле манекена) за борт. В первые годы четкого разделения еще не было, и создателям фильмов приходилось быть одновременно и продюсерами, и режиссерами, и монтажерами, и операторами, и порой даже актерами.

2810x

Кадры из фильма, справа — Дранков

Кроме того, Дранков породил первый скандал в русском кинобизнесе — по поводу авторских прав. В качестве звукового сопровождения фильма была выбрана та же самая музыка, что и для пьесы. Да и с создателем пьесы Гончаровым, который стал невольным сценаристом, не был заключен договор. Обе стороны некоторое время судились.

Дранков начал качественно продвигать свои картины: помимо афиш он продавал красочные рекламные фотокарточки с кадрами из своих фильмов. Вскоре у Дранкова появляется конкурент — второй главный дореволюционный киномагнат Александр Ханжонков, через пару месяцев после Дранкова презентовавший свой художественный фильм.

Острая конкуренция между Дранковым и Ханжонковым, длившаяся до самой революции, порой перерастала в откровенную вражду с попытками срывов премьер конкурента и т. п. вещами, которые сами по себе достойны отдельного фильма. Уравняла соперничество двух пионеров русского кинематографа Октябрьская революция, национализировавшая кинопроизводство.

Стоит отметить, что Ханжонков Дранкова все же опережал. Чего стоит одна только «Оборона Севастополя» — натуральный полуторачасовой блокбастер с 40-тысячным бюджетом, огромной массовкой, батальными сценами, который стал первым русским полнометражным фильмом и создавался при поддержке государства.

После революции Дранков, помотавшись по Европе, осел в США. Поначалу он пытался прорваться в Голливуд, но там хватало и других беглецов из Европы, а всемирно признанным мастером он все же не был. Затем он пытался организовывать кинопоказы для русской диаспоры в Америке, но в итоге осел Калифорнии, где открыл собственную небольшую фотокомпанию. Умер один из пионеров русского кинематографа в 1949 году.

https://www.youtube.com/watch?v=QkEG4rVrfw0

Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг