31 октября 1892 года родился Александр Алехин — главный русский шахматист первой половины ХХ века и один из самых легендарных шахматистов в истории.
Алехин родился в достаточно обеспеченной семье. Его отец был депутатом Госдумы, губернским предводителем дворянства и видным либералом (хотя и не перворанговым). Мать происходила из семьи богатых фабрикантов.
Алехин научился играть в шахматы в семь лет, а с 12 лет уже начал принимать участие в различных соревнованиях, и при этом достаточно успешно. Уже в 16 лет он попал в пятерку победителей чемпионата Москвы по шахматам, а к 18 годам уже участвовал в сильных международных турнирах, играя с лучшими шахматистами той эпохи.
В 21 год Алехин принял участие в одном из сильнейших турниров того времени — Санкт-Петербургском шахматном международном турнире, который собрал абсолютно всех сильнейших мастеров. Алехин вошел в пятерку, что было громадным успехом, учитывая его молодой возраст и то, что выше него были только признанные легенды — Капабланка, Ласкер и Тарраш.
С 1914 года начинаются злоключения Алехина. Сначала он прямо с турнира в Германии на месяц угодил в тюрьму из-за начавшейся Первой мировой войны (как гражданин враждебного государства), потом его едва не расстреляли в Одесской ЧК как слишком умного буржуя (по слухам, его спасло только заступничество первых лиц советской Украины). После революции ему даже довелось заниматься розыском пропавших в московской милиции (он был юристом по образованию).
В начале 20-х годов ему удалось добиться разрешения на временный выезд в Ригу, откуда он перебрался в Европу и в СССР больше никогда не возвращался. Именно в эмиграции ему удалось добиться статуса легендарного шахматиста. В 1927 году он достиг вершины, победив в матче за звание чемпиона мира знаменитого Капабланку и став, таким образом, четвертым в истории чемпионом мира по шахматам и единственным русским чемпионом первой половины ХХ века.
В 30-е годы в игре Алехина наметился спад, и он даже проиграл первый матч за звание чемпиона мира голландцу Эйве, но в матче-реванше победил и вернул себе шахматную корону. В 40-е годы Алехин оказался в проигравшей немцам Франции, откуда пытался выехать в Португалию. Чтобы добиться разрешения на выезд, Алехин играл в различных немецких турнирах и даже написал статью про «еврейские шахматы» для какого-то немецкого журнала. В итоге выехать в нейтральную Португалию ему удалось, но позднее у него возникли неприятности.
По настоянию «шахматной общественности» Алехину отказали в участии в послевоенных шахматных турнирах за сотрудничество с немцами. Была даже угроза, что его лишат звания чемпиона мира. Алехин пытался оправдаться, но не успел — он умер в 1946 году до заседания комиссии, которая должна была рассматривать его дело.
В СССР в первые годы после его смерти было отрицательное отношение к Алехину как к одному из первых советских невозвращенцев. Однако начиная с хрущевских времен СССР попытался приватизировать Алехина — в его честь был назван советский международный шахматный турнир, а сам он считался предтечей советских шахматистов. В общем, его судьба была чем-то похожей на судьбу Бунина, который стал популярным в СССР только после смерти.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг