Русский календарь: 31 марта 1872 года. Родился Сергей Дягилев

31 марта 1872 года родился Сергей Дягилев — выдающийся русский антрепренер и менеджер, с именем которого неразрывно связана экспансия русской культуры на Запад на излете Прекрасной эпохи.

Отец Дягилева, офицер, сам живо интересовался искусством, любил музыку и постоянно организовывал спектакли для домашнего театра, очень популярного в России на рубеже XIX–ХХ веков.

Вскоре после рождения Сергея умерла его мать, и отец снова женился. Избранницей стала Елена Панаева — дочь знаменитого на всю империю инженера, прославившегося строительством одной из первых в России железных дорог — Николаевской.

В отличие от отца и сводных братьев, выбравших военную карьеру, Дягилев поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но уже в те времена его привлекало искусство, и юноша брал частные уроки музыки у Римского-Корсакова.

Первым серьезным начинанием Дягилева стал знаменитый журнал «Мир искусства». Деньги давал Савва Мамонтов, к оформлению журнала привлекались лучшие художники того времени и отдельно взятый номер журнала сам по себе превращался в произведение искусства.

На рубеже XIX–ХХ веков доминирующим направлением в художественном искусстве стало народничество. Главными его пропагандистами были передвижники — художники, рисовавшие «правду жизни» и выставлявшие свои работы на передвижных выставках по всей стране, откуда и название. Главным идеологом движения был критик Стасов, некогда участник «Могучей кучки».

Между «Миром искусства» и передвижниками сразу же началась непримиримая вражда. Передвижники винили оппонентов в декадентстве и оторванности от реальности, те отвечали, что рисовать оборванных бродяг один раз, может, и интересно, но делать это постоянно — скукота и конъюнктурщина.

Поначалу деятельность Дягилева была связана только с живописью. В частности, первую зарубежную выставку, ставшую предтечей будущих «Русских сезонов», он организовал на парижском Осеннем салоне, выставив работы русских художников. Публика впечатлилась.

На следующий год на Осенний салон Дягилев, загоревшийся идеей познакомить мир с русским искусством, привез уже не художников, а музыкантов. На третий год — русскую оперу с уже тогда блиставшим Шаляпиным.

Наконец в 1909 году он впервые привозит в Европу балет. Именно это и обессмертило имя Дягилева, а русский балет сделало одним из главных русских брендов по сей день.

Дягилев действительно сделал очень много. Он рискнул поставить на молодого и очень талантливого постановщика Михаила Фокина, имя которого ныне — абсолютная легенда мирового балета. Первый балетный сезон завершился оглушительным триумфом, Анну Павлову наперебой зазывали во все страны, к Дягилеву выстраивались очереди желающих проинвестировать в начинание.

Так зародились «Русские сезоны», на протяжении 20 лет становившиеся важным культурным событием и создавшие русскому балету неумирающую славу на века. Балеты, поставленные для «Русских сезонов», в те времена считались новаторскими, а ныне являются бессмертной классикой жанра. Все, что было вокруг Дягилева, буквально расцветало. Самые обычные эскизы костюмов для дягилевских балетов в настоящее время считаются отдельными произведениями искусства. К примеру, эскиз костюма для «Жар-птицы», выполненный Бакстом, ныне оценивается почти в полмиллиона долларов.

Именно Дягилев открыл миру начинающего композитора-самоучку (он закончил юрфак и только брал частные уроки музыки) Игоря Стравинского, музыкального небожителя ХХ века.

За 20 лет существования «Русских сезонов» при Дягилеве сменялись постановщики и танцоры, на смену прославившимся на весь мир гениям приходили новички, но Дягилеву каждый раз удавалось изумлять публику, а порой его постановки опережали время на несколько лет. «Весну священную» встретили яростной обструкцией, в зале свистели и вопили, но Дягилев был абсолютно уверен, что постановка войдет в историю, просто публика еще не доросла. И действительно, через несколько лет, после повторной постановки, ее приняли с благоговейным экстазом и назвали одним из самых значимых культурных событий ХХ века.

Похожая судьба ждала и авангардный «Парад», декорации к которому делал Пикассо. Первоначально постановка прошла под яростные вопли, но в следующий раз зал неистовствовал и несколько раз требовал артистов на поклон под непрекращающиеся овации.

Усилиями Дягилева русский балет превратился в такой бренд, что любая балетная школа в мире всеми силами стремилась заполучить хотя бы одного русского учителя, а некоторые европейские танцоры брали себе русские псевдонимы, чтобы хоть как-то привлечь публику. С ним работали люди, ставшие легендами ХХ века: Пикассо, Шанель, Бакст, Матисс, Кокто, Сати, Стравинский, Рерих, Прокофьев, не говоря уже про танцоров и постановщиков, которые благодаря работе с Дягилевым стали легендами балета.

Сергей Дягилев умер в 1929 году в возрасте 57 лет от заражения крови, вызванного фурункулезом, которым он страдал. Дягилева похоронили в Венеции. По традиции, на его надгробии помимо цветов всегда лежат балетные пуанты.

Русские сезоны Дягилева

Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг