24 апреля 1865 года скоропостижно скончался молодой наследник русского престола, сын императора Александра II цесаревич Николай Александрович. После трагической смерти 21-летнего всеобщего любимца и очень талантливого молодого человека следующим в очереди на трон стал его младший брат Александр Александрович, позднее — император Александром III.
Николай Александрович — долгожданный ребенок в семье наследника престола Александра Николаевича. Первой в семье цесаревича родилась дочь, и по случаю рождения долгожданного наследника счастливый отец раздал 20 тысяч рублей на выплаты нуждающимся жителям столицы и оплату их долгов. Император также обрадовался рождению наследника у сына.
Николай Александрович рос в атмосфере всеобщей любви, не омрачаемой придворными интригами. Родители души не чаяли в ребенке и делали все, чтобы дать ему самое лучшее образование. С шестилетнего возраста воспитанием цесаревича занимался бывший директор Пажеского корпуса генерал Зиновьев. Учебной частью заведовал знаменитый в будущем филолог Яков Грот. Однако через некоторое время он был заменен на дипломата Титова, а тот — на Гримма, преподававшего историю Великим князьям, младшим братьям Александра Николаевича.
Ко времени вступления в подростковый возраст главным воспитателем цесаревича по учебной части стал граф Строганов — бывший московский генерал-губернатор и попечитель соответствующего учебного округа. Николай Александрович получал соответствующее статусу образование: иностранные языки, экономика, история, словесность, военное дело, юриспруденция, фехтование.
После совершеннолетия он принес присягу в качестве наследника престола и совершил вояж по России, чтобы лучше ознакомиться со страной, которой ему предстояло управлять. В путешествии наследника сопровождал воспитатель Строганов.
Цесаревич отличался большим умом, образованностью, правильностью суждений, был высок и красив, великолепно умел располагать к себе людей, очень обходителен, но имел две особенности, которые отмечали многие: мягкость сердца и слабость телосложения. Отзывы современников практически одинаковы.
Преподававший цесаревичу экономику Чивилев писал:
Николай Александрович был умен, способен к труду мысли и сочувствовал всем высшим ее интересам, но слишком был мягок сердцем.
Преподаватель юриспруденции Чичерин (между прочим, дядя красного наркома иностранных дел):
Высокий, стройный, красивый, при этом умный, живой и приветливый, он мог очаровать и привязать к себе всех, кто к нему подходил. Вся окружающая его атмосфера дышала каким-то задушевным и возвышенным строем.
Граф Строганов, воспитатель цесаревича:
Центром этого маленького мира был прелестный юноша, с образованным умом, с горячим и любящим сердцем, веселый, приветливый, обходительный, принимающий во всем живое участие, распространяющий вокруг себя какое-то светлое и отрадное чувство.
Но если с мягкостью сердца ничего не поделать, то телосложение можно поправить. По рекомендации отца наследник выполнял физические упражнения, участвовал в скачках, что однажды и привело к трагедии. Во время скачек на ипподроме в Царском селе 16-летний Николай Александрович упал с лошади и сильно ударился спиной, которая стала его больным местом — Николая часто мучили боли в ней.
После путешествия по России цесаревич отправился в европейский вояж, где и встретил свою невесту, датскую принцессу Дагмару. Николай Александрович влюбился и добился согласия родителей на брак. Осенью 1864 года состоялась помолвка. Наследник престола предвкушал скорое начало семейной жизни:
Бог даст, отдохну и укреплюсь зимой в Италии, затем свадьба, а потом новая жизнь, семейный очаг, служба и работа.
Однако этому не суждено было случиться. В Венеции произошел очень сильный приступ болей в спине. Николай несколько дней не мог ни стоять, ни сидеть. Врачи никак не могли определиться, что произошло с молодым цесаревичем. Один медик настаивал, что происходит воспалительный процесс в спине, связанный со старой травмой. Другие врачи не соглашались и поставили диагноз: ревматизм.
После нескольких сеансов массажа состояние цесаревича улучшилось, и он снова смог ходить. Правда, двигался очень осторожно, а от былой блестящей выправки не осталось и следа. Пациента перевезли в Ниццу, надеясь на местный благотворный климат. Однако состояние Николая Александровича продолжало ухудшаться. Силы оставляли его, он постоянно утомлялся, как будто ему был не 21 год, а все 85 лет.
В марте 1865 года состояние цесаревича ухудшилось настолько, что к его постели срочно вызвали его любимого младшего брата, родителей и невесту. К болям в спине добавились сильнейшие головные боли, рвота и лихорадка. Теперь врачи уже могли поставить диагноз, точный, но неутешительный — туберкулезный менингит. Неизлечимое на тот момент тяжелое заболевание.
25 апреля 1865 года 21-летний наследник престола умер. Он успел попрощаться с родными, еще будучи в сознании, но последние часы провел в агонии. Младший брат и невеста не оставляли его до самого конца, но Николай Александрович уже не видел их. В предсмертном бреду ему казалось, что он находится на борту своей любимой яхты «Увалень».
Его младший брат Александр Александрович навсегда запомнил день, когда потерял самого близкого друга и одновременно стал наследником престола:
Ужасный день смерти брата и моего единственного друга.
Александр не только получил права наследника престола от скончавшегося брата, но и встал перед очень непростым выбором: у него уже была возлюбленная, фрейлина Мещерская. Однако в новых обстоятельствах о браке с ней не могло быть и речи, супружество было бы морганатическим. Приходилось выбирать между возлюбленной и престолом.
Александр метался, не зная, что предпочесть. Кроме того, за время, что он и Дагмара ухаживали за Николаем Александровичем, молодые люди сблизились. Александр стал испытывать к датчанке симпатию. К тому же Дагмару очень полюбили в императорской семье, уже считали ее своей и хотели, чтобы новый наследник престола взял эту девушку в жены. В конечном счете Александр выбрал престол и сделал предложение принцессе Дагмаре, которая ответила согласием.
Я уже собирался несколько раз говорить с нею, но все не решался, хотя и были несколько раз вдвоём… Наконец я решился и даже не успел всего сказать, что хотел. Минни бросилась ко мне на шею и заплакала. Я, конечно, не мог также удержаться от слез. Я ей сказал, что милый наш Никс много молится за нас и, конечно, в эту минуту радуется с нами. Слезы с меня так и текли. Я её спросил, может ли она любить ещё кого-нибудь, кроме милого Никса. Она мне отвечала, что никого, кроме его брата, и снова мы крепко обнялись.
Первенцу они дали имя Николай, в честь трагически скончавшегося Николая Александровича. В отличие от него, его тезка стал императором. И его жизнь закончилась трагически во время всем известных событий в 1918 году — речь о последнем русском императоре, Николае II.
После смерти наследника император выкупил виллу в Ницце, где провел свои последние дни Николай Александрович, и построил там часовню. Позднее, уже при Николае II, там возвели знаменитый Собор святителя Николая Чудотворца, ныне считающийся одной из наиболее красивых православных церквей за пределами России.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг