Русский календарь: 27 апреля 1905 года. В Российской Империи узаконена свобода вероисповедания

27 апреля 1905 года императорским указом «Об укреплении начал веротерпимости» в Российской Империи объявлена свобода вероисповедания.

Де-факто свобода вероисповедания существовала еще с XIX века, и данный указ лишь окончательно зафиксировал существующее положение, отменив некоторые ограничения, на которые прежде и без того закрывали глаза.

Начинался указ следующими словами:

В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии. Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковые утвердить.

Данный указ официально разрешал менять веру. Хотя ничто не мешало сделать это и ранее, преследования за смену веры были чрезвычайно редки и подобные процессы во второй половине XIX века можно пересчитать по пальцам руки. Тем не менее теперь официально разрешалось менять веру или вообще отпадать от христианской церкви без каких-либо последствий для личных или гражданских прав.

Всем православным, чьи предки ранее были насильно или под давлением крещены в православии, разрешалось отныне спокойно возвращаться к вере предков по собственному желанию. Правда, желающих оказалось мало.

Наиболее значительные послабления коснулись старообрядцев. Хотя де-факто они не преследовались еще с петровских времен, староверы имели некоторые ограничения по сравнению с другими инославными (прихожанами католической и протестантской христианских церквей).

С момента подписания указа менялось даже само официальное название староверов. Теперь во всех документах их надлежало именовать не раскольниками, а старообрядцами. Они получали право строить свои церкви на тех же основаниях, что и другие инославные. Духовенство старообрядцев включалось в сословие духовенства, однако без православного иерархического титулования (они именовались наставниками или настоятелями). В целом старообрядцы были уравнены в своих правах и возможностях с другими инославными христианскими церквями. То есть если ранее старообрядцы могли переходить в единоверие, то есть в обмен на признание юрисдикции православной церкви им разрешалось сохранение всех своих обрядов и ритуалов, то теперь это было необязательно. Впрочем, единоверие также никуда не исчезло и продолжало весьма активно развиваться вплоть до переворота октября 1917 года.

Некоторые изменения коснулись и других религий. Ламаитов (так в те времена называли последователей ламаизма, а сейчас совокупность этих практик именуется тибетским буддизмом) запрещалось именовать в официальных документах язычниками или идолопоклонниками.

Что касается учебных заведений на территориях национальных меньшинств (в основном речь шла о Польше и Прибалтике), то в случае преподавания там Закона Божьего преподавателем обязательно должен был быть человек того же христианского направления. Преподавание предмета должно было вестись на языке аборигенов, и желательно местным духовным лицом, а не светским учителем.

Хотя по многим пунктам данный указ был формальным — строгих наказаний за многие отмененные указом вещи не практиковалось уже довольно давно и на них обычно закрывали глаза, — документ считается важной частью затеянной государственным аппаратом либерализации в период революции 1905 года. Поэтому указ «Об укреплении начал веротерпимости» обычно рассматривают в одной упряжке с созданием российского парламента и объявленной в тот же период свободой слова и печати.