29 мая 1913 года в театре Елисейских полей в Париже первый раз показан балет труппы Дягилева «Весна священная» на музыку молодого композитора Игоря Стравинского. Премьера вызвала шок — зрители буквально бесновались от возмущения и устроили в зале натуральный погром, фактически сорвав премьеру. Критика разгромила постановку. Но через несколько десятилетий «Весна священная» была признана одним из величайших творений ХХ века.
К моменту премьеры Дягилев уже несколько лет привозил балетную труппу в Европу, и каждое выступление производило фурор. Гениальный менеджер Дягилев обладал чутьем на таланты и не боялся доверять совершенно неизвестным и начинающим творцам, которые позднее становились общепризнанными гениями.
Дягилев поверил в молодого юриста и музыканта-самоучку Стравинского, попросив написать музыкальную часть к балету «Жар-птица», который с восторгом встретила публика. Началось сотрудничество.
После очередного успешного сезона Дягилев перевез компанию за границу, где было удобнее работать и репетировать. После сезона 1912 года труппу покинул знаменитый хореограф Фокин, и Дягилев решил поэкспериментировать с молодым Вацлавом Нижинским. В то время общепризнанная «звезда» Нижинский считался самым гениальным танцором России. Но ни разу не пробовал себя в качестве постановщика и было неясно, как получится. Да, Нижинский, робкий и замкнутый, преображался на сцене. Но хореографу требовались специфические качества, и Нижинский с большим трудом мог объяснить труппе, чего хочет.
Над «Весной священной» работал настоящий dream team. Постановщик — Нижинский, декоратор и художник по костюмам — Николай Рерих. Композитором вновь стал Стравинский, уже неотъемлемая часть команды.
Постановка стала весьма авангардной. Не только музыкальное сопровождение, но и необычная хореография и полное отсутствие сюжета — весьма смелый ход в те времена. 29 мая 1913 года публика театра на Елисейских полях увидела совсем не то, что ожидала. Уже через несколько минут в зале начался свист, вой, гам, разгневанные зрители, потрясая кулаками, кричали ругательства.
Дягилев ликовал, считая, что публика просто еще не доросла до понимания «Весны», но постановка людей зацепила, и возмущение произошло от смешанности чувств. Стравинский, наоборот, расстроился. Позднее вспоминал:
Я не имел возможности судить об исполнении во время спектакля, так как покинул зал после первых же тактов вступления, которые сразу вызвали смех и издевательства. Выкрики, сначала единичные, слились потом в общий гул. Несогласные с ними протестовали, и очень скоро шум стал таким, что нельзя было уже ничего разобрать.
В зале несколько раз гасили свет, чтобы хоть как-то успокоить публику. Интересно, что позднее Стравинский весьма противоречиво оценивал хореографию Нижинского. В разные годы то критиковал, говоря, что танцор воплотил совсем не то, что хотел бы видеть композитор, то, наоборот, хвалил. Уже много лет спустя, когда «Весну» признали гениальной, Стравинский называл постановку Нижинского самой великолепной из всех, что видел.
В следующий раз «Весна» была показана в Лондоне только в 1929 году. На этот раз публика доросла, и постановку ждал фантастический успех, как и все последующие.
Прошли годы. «Весна священная» признана одной из самых значимых постановок в истории балета, а музыка Стравинского — безоговорочно гениальной и одним из наиболее значимых и влиятельных произведений в истории музыки. О признании композитора свидетельствует тот факт, что когда в космос запускали аппарат «Вояджер», «Весна» Стравинского стала одним из 27 музыкальных произведений, отобранных для т. н. «золотой пластинки», которую должны прослушать предполагаемые инопланетные формы жизни. Из классических композиторов такой чести удостоились, помимо Стравинского, только Моцарт, Бах и Бетховен.
Рациональный гений Стравинского, часть первая (большое культурно-историческое чтение)
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг