28 июня 1712 года был спущен на воду первый построенный на Адмиралтейской верфи линейный корабль, получивший название «Полтава». Его строительство имело огромное значение, не только военное, но и имиджевое, поэтому сам царь Петр контролировал процесс, а затем несколько раз поднимал на нем свой личный флаг, когда корабль уже был введен в состав Балтийского флота.
Как известно, регулярный флот в России учредил Петр еще во время Азовского похода. Для войны со Швецией требовался флот на Балтийском море, которого в то время практически не было. После учреждения Санкт-Петербурга рядом была заложена и база будущего флота — Адмиралтейская верфь, которая должна была стать центром кораблестроения.
Основу флота составляли гребные галеры. Также строились фрегаты, и первым кораблем Балтийского флота стал именно фрегат, получивший название «Штандарт». Но создать сходу линейный корабль — самую мощную единицу флота, — поначалу не представлялось возможным. Линейные корабли были настоящими монстрами морей и океанов, гигантские корабли с сотней пушек и командой, доходившей до 800 человек.
Первые линейные корабли, заложенные в России, были построены в Воронеже и предназначались только для действий в мелком Азовском море, из-за чего их осадка была сознательно уменьшена. Формально они считаются линейными кораблями 4-го ранга по общепринятой тогда британской классификации, хотя на деле были еще меньше. В они оказались скорее пробой пера, чем полноценными боевыми единицами — из-за непригодности к использованию где-либо, кроме Азовского моря. Уже через несколько лет корабли были проданы туркам, которые посмотрели на них и пустили на слом по той же причине.
Совсем по другому дела обстояли в Петербурге — первый полноценный линкор был заложен там уже в 1709 году. Проектом руководил уже имевший опыт постройки линейных кораблей Федосей Скляев. Царь внимательно следил за ходом постройки, лично принимал участие в разработке проекта и регулярно приезжал на верфь. Петр лично принял участие в закладке корабля, свидетелем которой стал датский посланник, описавший ее:
Царь, как главный корабельный мастер распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было, рубил топором, коим владеет искуснее, нежели все прочие присутствовавшие там плотники… Достойно замечания, что, сделав все нужные распоряжения для поднятия форштевня, царь снял пред стоявшим тут генерал-адмиралом шапку, спросил его, начинать ли, и только по получении утвердительного ответа снова надел её, а затем принялся за свою работу… С верфи царь пошёл в гости на вечер к одному из своих корабельных плотников.
Сравнительный анализ русского и английского кораблестроения: чему научился Петр I?
Строительство корабля затянулось на 2,5 года. Только в конце июня 1712-го он был спущен на воду, получив имя «Полтава» — в честь недавней победы над шведским войском. В церемонии спуска корабля на воду вновь принял участие Петр, а также вся царская семья, включая наследника престола цесаревича Алексея Петровича.
«Полтава» стал первым полноценным линейным кораблем 4-го ранга, получив в качестве вооружения 54 пушки. Команда корабля варьировалась от 3 до 4,5 сотен моряков. Поскольку русских офицеров, способных управлять такими кораблями, в то время еще не было, всю историю этого корабля им командовали находившиеся на русской службе иностранцы. Некоторые из них положили начало целым морским династиям — к примеру, Вейбрант Шельтинг, чьи потомки оставались на службе в русском, а затем и советском флоте до середины ХХ века (последний из Шельтингов-моряков стал контр-адмиралом уже при Сталине).
«Полтава» принимал активное участие в Северной войне, в том числе и в знаменитом Гангутском сражении, в котором, правда, играл второстепенную роль. «Полтава» прослужил на Балтике 12 лет — солидный срок для первого русского линкора. С 1724 года он больше не выходил в море — был уже слишком стар для высоких волн. Позднее пушки с него были перенесены на более современные корабли, а корпус разобран в 1732 году по причине ветхости.
Тем не менее корабль продолжил свое существование, передавая свое имя новым, более современным судам. Имя первого линейного корабля неизменно оставалось в русском флоте до самой революции, когда преемственность прервалась. Последними «Полтавами» стали спущенный на воду в 1894 году броненосец Балтийского флота и линкор того же флота, спущенный на воду в 1911 году. Броненосец затонул во время осады Порт-Артура в ходе русско-японской войны, позднее был поднят японцами, отремонтирован и включен в состав японского флота, а через несколько лет продан обратно русским, непосредственного участия в сражениях Первой мировой войны он не принимал и был разобран на металл в 1924 году. Линкор же советские умудрились сжечь в порту по чьей-то оплошности, после чего он превратился в груду хлама на несколько лет. В 1926 году он был переименован в «Михаил Фрунзе», однако отремонтировать его не удалось, и он продолжал службу до конца войны в качестве «ложной мишени» и импровизированного артиллерийского корректировочного пункта.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг