2 декабря 1878 года родился Николай Бородин — уральский казак, руководивший дерзким Лбищенским рейдом, в результате которого был убит Чапаев, а местный гарнизон полностью разгромлен.
Николай Бородин рос в семье уральских казаков. О его дореволюционной жизни известно не так уж много. Он принимал участие в русско-японской войне, затем поступил на службу в Особый Заамурский округ Пограничной Стражи. Задачей пограничников была охрана строящейся КВЖД от нападений хунхузов — бандитских кавалерийских отрядов из маньчжуров и китайцев, которые совершали грабительские налеты в полосе отчуждения железной дороги.
С началом Первой мировой войны в составе Заамурского конного полка оказался на фронте в чине ротмистра. Известно, что на войне взял Георгиевское оружие.
После революции вступил в Уральскую армию, сформированную на базе отрядов уральских казаков. Армия подчинялась сибирским вооруженным формированиям, а после прихода к власти Колчака была оперативно переподчинена ему.
Армия постоянно испытывала сильную нужду в боеприпасах, поэтому даже удачные действия не всегда заканчивались итоговым успехом. Например, трехмесячная осада Уральска так и не завершилась взятием города. Более того, начавшееся наступление крупной и хорошо вооруженной 25-й стрелковой дивизии Чапаева привело к отступлению белых частей.
После этого армию передпочинили командованию ВСЮР (Деникину). Однако под натиском красных отступление продолжилось, в августе пришлось оставить Лбищенск. Командующий армией Толстов решил организовать встречную операцию, чтобы перехватить инициативу у красных.
Так родился замысел Лбищенского рейда в глубокий тыл противника. Для участия в нем были отряжены лучшие бойцы армии, лучшие кони и лучшее вооружение. Смельчаки должны были скрытно пройти в тыл к красным и внезапной ошеломительной атакой разгромить штаб противника в Лбищенске. Рейд стал возможен благодаря тому, что казакам удалось перехватить красных курьеров с секретной документацией — они знали и расположение штаба, и общую численность противника, и расположение складов.
Задача осложнялась тем, что штаб Чапаева был не только штабом дивизии, но и всей войсковой группы Туркестанского фронта и очень хорошо охранялся — гарнизон насчитывал около 3 тысяч красноармейцев.
В рейд пошли казаки под командованием Сладкова и крестьяне-добровольцы из саратовской губернии. Общее командование отрядом было возложено на Бородина.
Вечером 31 августа 1919 года отряд численностью 1192 человека при 9 пулеметах и двух орудиях выдвинулся из Каленого. С собой взяли минимум еды и максимум патронов. Предстояло пройти около 150 километров по степи, причем передвигаясь только ночью, поскольку днем местность патрулировали несколько красных аэропланов.
Через трое суток отряд приблизился к Лбищенску на считаные километры. Нескольким казачьим разъездам удалось захватить красноармейцев, и те выдали расположении штаба Чапаева. Исчезновение красноармейцев не могло остаться незамеченным, но красные и представить не могли, что в окрестностях находятся крупные силы. Как максимум они ожидали, что в окрестностях орудует небольшой автономный отряд, не представляющий никакой опасности для гарнизона.
Передохнув, ранним утром 5 сентября отряд выдвинулся в Лбищенск. Часовых бесшумно устранили, и казаки начали растекаться по улицам города. Поначалу застигнутые врасплох большевики даже не оказывали сопротивления, но после нескольких стычек пребывание в городе белых перестало быть тайной.
Пока на улицах шел бой, специальный отряд под командованием Белоножкина отправился к штабу для поимки Чапаева. Возле здания стояла оседланная лошадь, которую спугнули звуки выстрелов и она рванула, вытащив за собой «ординарца Петьку», будущего героя многочисленных анекдотов. Решив, что это и есть Чапаев, казаки бросились к нему. А в это время настоящий Чапаев выбежал из штаба и направился к реке.
Примеру командира последовали и остальные красные. Началась паника, перешедшая в бегство. Однако Чапаеву все же удалось собрать под своим началом около ста человек с пулеметами, которые в контратаке отбили штаб у небольшого спецотряда белых.
Штаб располагался в здании, удобном для обороны, поскольку из него простреливались все подходы. Пришлось ждать прибытия основных сил отряда, прежде чем начинать штурм. После того, как белые подкатили артиллерийские орудия, им удалось подавить оборонявшихся.
С этого момента возникает сразу несколько версий дальнейшей судьбы Чапаева. Каноническая версия, представленная в фильмах и литературе, гласит, что Чапаев утонул, пытаясь переплыть реку. Однако сделать это можно было только в начале боя, поскольку позднее дом был полностью окружен, а это означает, что он должен был бросить своих людей и бежать с поля боя.
Среди тел в городе Чапаев так и не был обнаружен, хотя его тщательно искали.
По наиболее достоверной версии, Чапаев погиб от последствий ранения и был захоронен на другом берегу. Чапаев получил ранение руки в самом начале заварухи, а затем в перестрелке у штаба был ранен еще и в живот и больше не мог сражаться. Группа венгров из его дивизии вынесла его к берегу реки, пока здание еще не было полностью окружено, и, соорудив из досок плот, попыталась переправить его на другой берег. Однако по дороге командир умер. В итоге венгры по-быстрому похоронили его на берегу и ушли.
Лбищенский рейд привел к полному разгрому штаба и гарнизона. Порядка двух тысяч красноармейцев погибли на улицах или утонули при попытке переплыть Урал. Еще 800 человек попали в плен. Потери белых составили всего 24 человека убитыми и 94 ранеными. Правда, среди них был и командир отряда — Николай Бородин.
Казаки захватили огромное количество вооружения и припасов. Дивизия Чапаева оказалась деморализована и на время перестала быть боевой единицей.
Командовавший самым крупным отрядом казаков Сладков, после гибели Бородина возглавивший всю группу, после войны ушел в Персию, затем эмигрировал во Францию, где работал садовником и умер в 1956 году. В том же году, но в Австралии, умер командующий Уральской армией Толстов, задумавший этот дерзкий рейд, вошедший в историю.
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.