15 января 1725 года родился граф Петр Румянцев-Задунайский — один из крупнейших русских полководцев XVIII века.
Петр родился в аристократической семье Румянцевых. Его отец был офицером преображенского полка, принимал участие почти во всех крупных сражениях Северной войны и в конце концов стал адъютантом самого Петра. Он же, став одним из доверенных лиц тогда еще царя, выполнял весьма деликатное поручение — возвращение из Европы беглого цесаревича Алексея.
Затем, уже после смерти императора, дослужился до звания генерал-аншефа, занимался дипломатической работой, некоторое время был губернатором нескольких губерний и, наконец, два года правил Малороссией.
Мать Петра Румянцева — Мария Матвеева, также происходила из аристократической семьи. Она находилась в довольно близких отношениях с Петром I, ходили слухи, что она была любовницей государя.
Петр Румянцев воспитывался дома. С 14 лет его стали привлекать к несложной дипломатической работе. В 1739 году его направили в Берлин на работу в местное русское посольство. Но пробыл он там недолго. После нескольких историй юный Румянцев был возвращен в Россию и направлен на учебу в столичный шляхетский корпус.
Но и там он провел всего несколько месяцев, не привыкнув к местной дисциплине. Вместо учебы Румянцев отпросился в армию и начал службу в чине подпоручика. Вскоре разразилась очередная война со Швецией, закончившаяся достаточно быстро и успешно для России. Румянцева отправили ко двору с донесением о заключении выгодного мира. На радостях императрица Елизавета Петровна сразу дала ему чин полковника, а отцу пожаловала графское достоинство.
Такое резкое повышение было весьма щедрым авансом для молодого офицера. Но годы спустя он сполна его отработал. А в то время он по-прежнему славился как транжира и повеса. Из-за слишком легкомысленного поведения у него неоднократно возникали конфликты с отцом. Румянцев взялся за ум только после смерти отца.
Петр Румянцев стал одним из главных действующих лиц в русской армии в ходе Семилетней войны. В чине всего лишь генерал-майора он принял участие почти во всех значимых битвах той войны. По её итогам Россия окончательно превратилась из окраины Европы в полноценного и равного игрока на европейской арене. В знаменитом Кунерсдорфском сражении, когда войска легендарного короля-полководца и короля-философа Фридриха II потерпели поражение, Румянцев командовал дивизией. Причем игравшей не последнюю роль — именно она приняла на себя основной удар прусских полков, находясь в центре русской обороны.
Румянцев был весьма близок к Петру III и не без оснований рассчитывал на дальнейшее продвижение по службе. Переворот 1762 года, казалось, завершил карьеру Румянцева, оставшегося преданным императору. Тем не менее вскоре он получил назначение генерал-губернатором Малороссии. Главной его задачей была более тесная интеграция региона в Россию.
Вскоре после начала войны с турками Румянцев неожиданно назначается командующим армией. Причем сразу показал себя прекрасно — разбил вдвое превосходящие силы турок в битве при Ларге. Еще через несколько дней Румянцев сокрушил впятеро превосходившую турецкую армию в битве при Кагуле, ставшей одним из самых знаменитых сражений той войны. Турки бежали, потеряв всю артиллерию. Русские потери составили всего 353 человека убитыми. За столь фантастическую победу Румянцев был награжден орденом Святого Георгия 1-й степени — редчайшей наградой в истории Российской Империи. Ей были награждены всего 25 человек, причем Румянцев стал первым награжденным после императрицы — она пожаловала орден себе сразу после учреждения, чтобы подтвердить его высокий статус.
Эта русско-турецкая война была войной Румянцева так же, как следующая война с османами стала войной Суворова, который на тот момент был всего лишь одним из подчиненных командующего. После заключения Кучук-Кайнарджийского мира Румянцев получил почетное прозвание в честь региона, в котором одерживал победы — стал именоваться Румянцевым-Задунайским.
За успехи на службе его щедро вознаградили поместьями — после войны с учреждением системы наместничеств Румянцев возглавлял Курское, Харьковское и Малоросское наместничества, где продолжил руководить интеграцией Малороссии в состав России.
Румянцев стал уникальным явлением екатерининской эпохи. Один из самых значимых деятелей своего времени, причем его слава и влияние объяснялись отнюдь не расположением императрицы (он никогда не был ее фаворитом). Придворные поэты слагали о нем оды, он никогда не был в опале.
Румянцев умер в своем имении в конце 1796 года, вскоре после воцарения Павла. В последние годы из-за болезни он уже не принимал участия в военных делах (хотя формально числился командующим армией, действовавшей против поляков во время восстания Костюшко). Завершающей его войной стала русско-турецкая 1787–1791 годов. Однако он пробыл в армии недолго и покинул ее после конфликта с Потемкиным. Новый император по случаю кончины выдающегося военачальника объявил трехдневный траур при дворе. Позднее он распорядился установить на Марсовом поле в Петербурге обелиск в память о румянцевских победах.
Румянцев-Задунайский — один из немногих деятелей в истории России, чья фигура неизменно вызывала уважительное отношение у всех режимов, императоров и генеральных секретарей. Даже в советское время отношение к нему было положительным. Он считался прогрессивным полководцем, чья деятельность «в значительной мере определила развитие русского военного искусства». А одна из операций ВОВ даже была названа его именем.
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.