5 апреля 1918 года началась японская интервенция на Дальнем Востоке. В отличие от полуфейковой интервенции остальных союзников по Антанте, японская интервенция была всерьез. Если американцы, англичане и французы ограничились скорее символическим участием, отправив в революционную Россию незначительные отряды, которые сидели в портовых городах или на Транссибе и носа оттуда не высовывали, японцы отправили в Россию мини-армию.
Серьезность японских намерений объяснялась очень просто. Из всех интервентов Страна восходящего солнца была единственным непосредственным соседом России. Для американцев, французов и англичан Россия была слишком далеко, чтобы всерьез претендовать на территории. Англичане и французы имели свои интересы, в основном связанные с независимостью Польши и прибалтийских стран, и участие в интервенции для них было скорее средством политического давления. У американцев особых интересов в России вообще не было, но они согласились поучаствовать за компанию, дабы подтвердить статус великой державы, а также чтобы выступить противовесом потенциальной японской экспансии на Дальнем Востоке. К тому же Первая мировая война продолжалась, и союзники были не способны отправить значительные военные силы в Россию. У японцев такой проблемы не было. Хотя Япония и входила в Антанту, сухопутных боевых действий она фактически не вела, и армия была свободна от решения других задач.
Японцы начали присматриваться к ситуации уже через пару месяцев после Октябрьской революции. В январе 1918-го в бухте Владивостока появился японский крейсер. Формально — дабы большевики не забывали, что японских граждан трогать не стоит. В дальнейшем именно преступление против двух японцев во Владивостоке в начале апреля послужило причиной для развертывания полноценной интервенции. Воспользовавшись удобным предлогом, японцы 5 апреля начали высадку войск во Владивостоке для защиты японских подданных.
Впрочем, десант был небольшой, скорее символический. Число интервентов увеличилось летом 1918 года, когда по призыву Антанты для защиты Транссиба были запрошены дополнительные японские силы. Японцы согласились, но с условием, что они не будут подчиняться союзникам, а останутся сами по себе.
Противник начал занимать Забайкалье и Приморье, введя довольно значительные силы — японский контингент сильно превышал по численности все союзнические вместе взятые.
Ища опору среди местных, интервенты сделали ставку на забайкальского казака Григория Семенова, человека неглупого, но весьма авантюристичного. Отряд Семенова ни в чем не нуждался — в отличие от прочих антибольшевистских сил в европейской части России, с которыми союзники торговали оружием только за золото, японцы хорошо снабжали мятежного атамана.
К осени они заняли большинство крупных городов к востоку от Читы, при их поддержке Семенов сумел вытеснить большевиков из Забайкалья и укрепиться там. Японцы принимали участие в боевых действиях. Точнее, не столько боевых действиях, сколько в перестрелках с местной партизанщиной, значительную часть которой составляли местные корейцы, сколотившие на Дальнем Востоке несколько десятков партизанских отрядов. Со стороны интервентов весомую часть контингента составляли местные японцы, организованные в некое подобие ополчения.
Официально красные не вступали в боевые действия с Японией, а любые эксцессы объясняли самодеятельностью местных партизан, среди которых большевиков было не так уж много, зато было немало уголовного элемента, разного рода анархистов и авантюристов.
Союзники фактически свернули интервенцию в 1919 году, добившись гарантий независимости прибалтийских стран, данных Лениным. Однако японцы так просто уходить не желали. Большевики пошли на хитрость, демонстративно признав независимость Дальневосточной республики, территорию которой будто бы занимали японцы. По всем признакам ДВР была отдельным и независимым государством, а в местном парламенте заседали не только большевики, но и представители иных социалистических партий. Был создан даже новый флаг и написана отдельная конституция. Правда, негласный контроль за республикой оставался очень сильным, но все юридические формальности были соблюдены. Японцам было трудно найти какие-то основания для того, чтобы продолжать интервенцию на территории новой республики. К тому же очень сильное давление на них оказывали американцы, которые выступали резко против возможного усиления Японии за счет дальневосточного региона.
В 1920 году японцам пришлось оставить Забайкалье. Режим Семенова пал. Но на Дальнем Востоке жило немало их сограждан, и это позволяло им оставлять там свои части, ссылаясь на необходимость защиты своих подданных. Японцы засели во Владивостоке и не желали уходить. Американцам пришлось потратить немало дипломатических усилий, чтобы решить эту проблему. Осенью 1922 года начался вывод войск из Владивостока. Однако в Северной части Сахалина они оставались вплоть до 1925 года. Но это уже никого не беспокоило. Наконец, в 1925 году японцы и большевики объявили об установлении дипломатических отношений, и японские части покинули Сахалин.
Также читайте:
Интервенты: маленькие помощники большевиков-разорителей России
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.