7 мая 1755 года начал свою работу первый русский университет. В этот день в Императорском московском университете были прочитаны первые лекции.
Однако официально датой зарождения светского высшего образования в России считается 25 января, когда императрица Елизавета Петровна утвердила проект нового учебного заведения. Со времени его утверждения и до начала работы прошло несколько месяцев (в здании, выделенном для нужд университета, завершался ремонт). А принципиальное решение о создании университета было принято еще раньше — в 1754 году. Тогда же будущий ИМУ получил свое первое здание. Расположился он прямо на Красной площади, в здании бывшего Земского приказа, где в то время размещалась Главная аптека. В 1874 году здание было разобрано и на его месте построено здание нынешнего Государственного исторического музея. Но к этому времени университета там уже не было, еще в екатерининские времена он переехал на Моховую улицу, здание располагалось у Воскресенских ворот.
Первый русский университет был демонстративно светским. Там даже отсутствовало отделение теологии, вполне привычное для европейских учебных заведений. Однако при создании университета было решено, что богословские вопросы лучше оставить в ведении Синода, а наука она и есть наука. Таким образом факультетов при открытии насчитывалось только три: медицинский, философский и юридический.
При университете также была открыта гимназия, созданная для того, чтобы будущие студенты имели достойный образовательный уровень сразу при поступлении. Лекции поначалу читали на латыни, поскольку большая часть профессоров была выписана из-за границы. А кроме того, латынь считалась языком науки. Только в конце 60-х годов занятия лекции начинают читать преимущественно на русском языке. Занятия проходили пять раз в неделю.
При университете выходила своя собственная газета — «Московские ведомости», которая оставалась одним из ведущих изданий Империи вплоть до самой революции. За это время кто только не был редактором газеты, от знаменитого масона и деятеля Просвещения Новикова, до влиятельного публициста Каткова, одного из лидеров черносотенцев Грингмута и бывшего народовольца Тихомирова, отрекшегося от революционных взглядов. Причем де-юре «Московские ведомости» оставались университетской газетой вплоть до 1909 года.
Руководящую роль в университете в первые годы его существования играли два человека: куратор и директор. Куратор осуществлял скорее стратегическое руководство и планирование, он подбирал и утверждал профессоров и учебную программу, а также имел право выхода непосредственно на монарха, минуя любые инстанции и т.д. Директор был сконцентрирован в большей степени на технических вопросах: распоряжение финансами, содержание здания в порядке и т.д. При директоре существовала Конференция профессоров (позднее переименованная в совет), которая составляла план учебной программы (затем он утверждался куратором), обсуждала те или иные вопросы связанные с преподаванием, награждала лучших студентов и наказывала провинившихся. Около полувека главой университета оставался куратор, пока в 1804 года не был принят новый устав, согласно которому главным лицом стал ректор, избираемый профессорами тайным голосованием.
Обучение в университете было как своекоштным, то есть за свой счет, так и за казенный — в случае несомненных талантов у студента. Профессора ИМУ были неподсудны другим судам, их судил только университетский суд. Подчинялся университет Сенату, но куратор имел право приезжать с докладами к монарху, минуя все инстанции.
У профессоров и студентов имелся свой особый мундир. При торжественном посвящении в студенты каждый учащийся получал шпагу.
В первые полвека существования число студентов редко превышало сто с небольшим человек. На протяжении всего 19 века численность студентов росла и достигла в среднем 3,5 тысяч учащихся к концу столетия. На момент революции в университете обучалось около 7 тысяч студентов.
Огромные изменения ждали университет с началом революции. Фактически дореволюционный Московский университет и советский МГУ — это два совершенно разных учебных заведения, практически не имеющих преемственности. Старый преподавательский состав просто разогнали, специальным декретом было установлено, что все имеющие более чем 10-летний профессорский стаж лишаются права на преподавание и должны утверждаться комиссией на отдельном конкурсе. Все ученые степени были отменены. Юридический факультет — гордость университета, был упразднен. Зато в преподаватели полезли все, кому не лень, поскольку право преподавания было предоставлено всем лицам «известным своими трудами».
Вступительные испытания и вообще какие-либо образовательные требования для абитуриентов были отменены, что сильно преобразило облик университета. Поскольку теперь основную часть студентов составляли отправленные в университет по «путевке» крестьяне, рабочие или представители национальных меньшинств. Буквально за пару лет число студентов выросло втрое. Разумеется, все это привело к откровенной профанации образования, поскольку лица с двумя классами церковно-приходской школы явно не тянули дореволюционный уровень. Впрочем, образование в первые годы советской власти это совсем другая тема.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома».
Купите подписку (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! До 10 мая скидка на подписку 50%, один месяц всего 140 рублей, год — 1400.