9 июля 1918 года началось Муромское восстание. Оно должно было стать дополнением к Ярославскому, однако восставшим не удалось надолго закрепиться в городе, вскоре пришлось его покинуть и пробиваться по лесам к Каппелю.
Как и в Ярославле двумя днями ранее, в Муроме подготовкой восстания занимались участники «Союза защиты Родины и Свободы», в основном из числа бывших офицеров. В ночь на 9 июля восставшие атаковали караульную роту с целью захвата оружия. Красноармейцы оказались застигнуты врасплох и серьезного сопротивления оказать не смогли. В перестрелке получили ранения трое красных, один из которых позднее умер.
Захватив оружие, повстанцы начали занимать стратегически важные точки города. Вскоре под их контролем находились все ключевые здания, включая местный совет. Расправой с большевиками восставшие не занимались, даже арестовали далеко не всех. Зато сразу же развернули штаб и начали запись добровольцев в Северную Добровольческую армию.
Любопытно, что практически вся еврейская диаспора города записалась в ряды белых. Позднее те из них, кто не убежал из города, придумали отговорку для большевиков. Дескать, записались к белым, чтобы иметь оружие на случай погрома. Впрочем, эсеры, также записавшиеся к белым, придумали еще более изящную отговорку. Дескать, хотели свои участием разбавить ряды буржуазии и направить восстание по пути защиты рабочих и крестьян.
Руководили восстанием два человека: военврач Григорьев и бывший поручик императорской армии (и капитан уже республиканской) Сахаров — местный уроженец. Восстание было поддержано местным духовенством, буржуазией, учащимися и даже некоторыми рабочими. Однако, как это часто бывало, при первом удобном случае значительная часть из них разбежалась.
В действительности силы повстанцев были очень незначительны. Активное ядро белых не превышало 50 человек. Удивительно, но воспользовавшись внезапностью, столь небольшой группе людей удалось захватить город и даже некоторое время удерживать его под контролем.
Но Муром расположен в достаточно густонаселенном районе. Из окрестных населенных пунктов уже двигался собранный большевиками сводный отряд, а связь с восставшим Ярославлем установить так и не удалось. Восставшие не стали принимать бой на улицах. Забрав оружие и казну большевистского Совета, они покинули город ночью 10 июля, решив пробиваться к Каппелю. Некоторое время их преследовали большевики, причем в одной из перестрелок Сахаров получил ранение.
Тем не менее отряду удалось уйти. Петляя зигзагами, повстанцы через несколько недель все же добрались до Казани, где они присоединились к Каппелю. Григорьев впоследствии погиб, а вот Сахаров стал одним из самых примечательных персонажей Гражданской войны в Сибири. Некоторое время Сахаров командовал полком, затем дивизией. Позднее был произведен в генералы, что сделало Сахарова самым молодым генералом в армии Колчака (на тот момент ему было 26 лет).
Вместе с остальными Сахаров принял участие в Великом Ледяном походе, добрался до Дальнего Востока, где продолжил борьбу. Войну он закончил одним из последних, уже в рядах Земской рати Дитерихса. Затем вместе со своим отрядом ушел в Китай. Жил в Харбине, затем в Шанхае. Участвовал в создании дальневосточных повстанческих диверсионных отрядов. Незадолго до прихода к власти коммунистов эмигрировал в США транзитом через Филиппины. Генерал Сахаров скончался в Сан-Франциско в 1951 году.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома».
Купите подписку (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!