Что означает «Спутник и Погром»?

222

Нас часто спрашивают, что обозначает «Спутник и Погром» и почему именно такая комбинация. Понятно, что можно давать частные конкретные толкования (погром — разгул страстей и народной стихии, темная хтоническая энергия, спутник — достижение науки и холодного разума, аскетическая практика почти монашеской научной культуры), но в общем и целом для всякого культурного человека очевидно, что это соединение аполлонического и дионисического начал в культуре, выраженное двумя русскими словами, которые вошли в иностранные языки («Спутник» по-английски — sputnik, «погром» по-английски — pogrom), зримые символы нашей культурной экспансии, «то, чем мы обогатили чужие культуры», знаки русской воли к власти не только над территорией и ресурсами, но над умами и даже самим языком, знаки абсолютного покорения и завоевания самой системы смыслов, в которой думают другие народы.

Понятный отрывок про спутник и погром:

Аполлон — выражение покоя и порядка, Дионис — его противоположность. Если первый — «полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов», то второй — избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма, он —великолепный божественный образ этого принципа, «в жестах и взорах которого с нами говорит вся великая радость и мудрость „иллюзии“, вместе со всей ее красотой». Дионис символизирует ужас и восторг: «чудовищный ужас», охватывающий человека, усомнившегося в формах познания явлений, и «блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы», когда нарушен принцип индивидуализма, «разбиты все неподвижные враждебные границы, установленные между людьми нуждой, произволом и „дерзкой модой“, каждый чувствует себя не только соединенным, примиренным, сплоченным со своим ближним, но единым с ним».

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ начало
— рациональное
— мера, золотая середина
— иллюзорно-оптимистическое
— состояние покоя
— индивидуальность

ДИОНИСИЧЕСКОЕ начало
— иррациональное
— безмерное буйство
— трагико-героическое
— нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность
— уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство

Сущностной характеристикой как Аполлона, так и Диониса является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Именно поэтому Ницше и обозначил два противоположных начала бытия и художественного творчества, как «аполлоническое» и «дионисическое». Эти начала прорываются из самой природы «без посредства художника-человека». Человек в концепции Ф. Ницше — только «подражатель» и проводник имеющихся в природе сил: «…каждый художник является только „подражателем“ и при том либо аполлоническим художником сна, либо дионисическим художником опьянения, либо, наконец, … одновременно художником и опьянения и сна». С этим связана противоположность искусства пластических образов (аполлоническим) и непластического искусства музыки (дионисическим).