Как жили русские люди: новости Российской Империи за 12 апреля

В этом выпуске: русские добровольцы дерутся с англичанами в Африке, прибыльные государственные банки, семейные тяжбы в бендеровском суде.

«Бессарабец» 12 апреля 1900 года (по старому стилю — 30 марта) публикует очерк о двух судебных процессах, которые недавно закончились в Бендерах.

Один из местных парней Т. обратил внимание на девицу С., единственную дочь весьма состоятельных родителей:

История умалчивает, правда, что больше прельстило молодого человека, сама ли С. или приятная перспектива сделаться единовластным владельцем её богатого состояния. После нескольких месяцев мирного супружеского сожительства Т., видя, что тесть, владеющий 3-мя виноградными садами и 2-мя домами, не догадывается подарить хоть один из них мужу своей единственной дочери, в один прекрасный день оставляет до тестя и жены, пожелав им всякого благополучия.

Однако через несколько месяцев выяснилось, что жена нашего героя беременна и вскоре у неё родился мальчик. Когда молодой муж явился в дом своей супруги, тесть предложил ему покаяться перед ней и остаться жить с ними. Но наш герой был категоричен:

Ни за что! Чтобы я кланялся жене! Скажите на милость, кто кому раньше кланяться должен, сапог ли башмаку или сапогу жене?

На этом разговор закончился, и муж покинул семейный дом. Но тесть обратился в суд, предъявив герою нашей истории требование взять на содержание ребёнка и жену. В ходе процесса Т. продолжал задавать вопрос о старшинстве сапога и башмака, при это согласился взять свою суженную и сына на содержание. Тесть же пообещал подарить им сад с домом, а судья принял решение дело прекратить.

В тот же день в Бендерах рассматривалось ещё одно «семейное» дело. Некая Р-ская вышла замуж, дав своему «повелителю» в качестве приданного 500 рублей (порядка 7 000 долларов США в наши дни). Через какое-то время она убедилась, что построить семейное счастье не получилось, и решила вернуть хоть что-то из вышеобозначенной суммы. Ей удалось получить от мужа вексель на 200 рублей (около 2 800 долларов США сегодня), переуступленный супругом на её имя. Однако благоверный прознал о коварных планах своей спутницы, переуступленный вексель забрал обратно и передал его третьему лицу. Последнее, в свою очередь, передало его другому человеку. В итоге в суд явились трое — жена (требующая вернуть её вексель как часть преданного), муж и нынешний обладатель векселя. Но справедливый судья в иске отказал.

Советские историки очень любили указывать на безграмотность крестьянства в Российской Империи, на клерикализм РПЦ, её удалённость от народа. В связи с этим весьма показательно следующее сообщение:

«Вятская газета» (выходившая в старинной Вятке, которую Сталин переименовал в Киров) 118 лет назад опубликовала письмо крестьянина деревни Чеполосово (Ярославской губернии) Лариона Тихомирова:

В одной из народных книг я прочитал, что ученый Галилей доказал, будто солнце стоит, а Земля движется. Позвольте спросить редакцию, почему же именно так верят этому ученому Галилею, который доказал, что солнце стоит, а Земля вертеться. Псалом 18-й Царя Давида в русском переводе очень ясно говорит, что «солнце выходит из своего жилища и радуется, как исполин, пробежав поприще свое; от края небес исход его и шествие его до края их…» Да и Книга премудрость Иисуса, сына Сирахова говорит «Велик Господь, Который сотворил его (солнце) и по слову Его оно поспешно пробегает путь свой».

Читателю подробно ответил протоирей Н. К-ий (мы проводим сокрашенный вариант):

Священное Писание дано людям для того, чтобы научить их, как они должны веровать в Бога и как достойно почитать Его… Священное Писание не может ни в каком отношении говорить вопреки истине, но и не сообщает подробностей об устройстве, например, нашей Земли или вообще видимого мира… Кажущее движение по небу солнца есть следствие обращения земли и в сущности подобно движению часовой стрелки.

Англо-бурская война активно освещалась на страницах имперских газет. Как в столичных, так и провинциальных изданиях публиковались сводки с фронтов, комментарии экспертов, показания очевидцев.

В «Финляндской газете» 12 апреля 1900 года увидел свет рассказ русского добровольца «Бой у Спионскопа»:

Дело было за полночь. Лежим мы, да покуриваем южно-африканские трубки. Один молодой бур что-то рассказывал, должно быть, что-нибудь весёлое: все смеялись. Я, конечно, туда же, для компании, хотя ни черта не понимаю по-ихнему. Неподалёку кафры варили для нас кофе. «Ваня! Попьем что ли кофейку-то? А то скоро, кажется, англичане придут», окликнул меня мой боевой трансваальский приятель Б-ов, болгарский офицер, бесшабашная головушка (был в трех кампаниях, трансваальскую переживает четвертую)… Вдруг, откуда не возьмись, с горы кубарем слетел бородатый бур, да как заревет во всё горло: Англичане большими силами переправляются через мост; многие уже на этой стороне!

Отряд буров был немногочислен, и им сразу стало понятно, что англичане их кратно превосходят. Поэтому бурские бойцы стали маневрировать, чтобы занять наилучшую позицию. Местность была холмистая, и подразделению нашего героя удалось так удачно окапаться, что англичане, подымаясь на вершину одного из холмов, выходили прямо на буров. Те в долгу не остались и расстреливали уроженцев Альбиона шеренга за шеренгой.

Русские добровольцы англо-бурских войн

Итоги боя русский офицер подвёл так:

Всего в этом сражении англичан было 6 000 человек. Выбыло из строя убитыми и ранеными до 3 000 человек. Да и не мудрено: ведь мы их лупили все время, пока они не убрались в свои лесистые горы, а это далеко по ту сторону реки. Из отбитого же нами полка, из 800 человек, мы справились после, осталось в живых только 174 человек. Из 60 человек мы все живы и здоровы. Прямо — чудо. Вот только кофейку с Б-вым я так и не выпил.

Империя готовилась в Пасхе, по всей стране открывались вербные базары. В столице, по информации «Петербургского листка», кроме обычных товаров (сладости, парфюмерные товары, ювелирные изделия) в 1900 году было предложено и что-то новое. На вербном торге в Петербурге стоял незатейливый ларёк с надписью «Здесь продают счастье», в котором продавали бронзовые подковы с матерчатыми цветами. Другие предприимчивые торговцы предлагали покупателям «фигурки уродцев», которые напоминали англичан, хромолитографии (цветная литография, изображение) на темы англо-бурской войны. Последние, как отмечал столичный журналист, пользовались особым спросом у покупателей.

Кустодиев, «Вербный торг у Спасских ворот»

«Орловский вестник» опубликовал материал, посвященный 25-летию Черниговского общественного банка (т. е. созданного самим городом). Основанный в 1875 году с капиталом в 10 000 рублей (порядка 140 000 $ сегодня), уже через 5 лет основной капитал банка достиг 125 000 рублей (1 800 000 $), а оборот превысил 15 000 000 рублей (более 215 000 000 $). За время своего существования банк перечислил городу около 1 800 000 рублей (более 26 000 000 $), на которые были утроены мостовые, водопровод, построены скотобойни и лавки, проведены другие мероприятия по благоустройству города. Автор статьи сетовал, что попытки создать подобный банк предпринимались и в Орлове, но успехом они не увенчались, принеся городу только существенные убытки.

Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома». Поддержите нас покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!

У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.