Как жили русские люди: новости Российской Империи за 13 апреля

В этом выпуске: подвиги русских солдат, спасение посетителей ашхабадской чайной, победа над высокомерными афганцами, воровство невест на Кавказе, история успеха крестьянина-стартапера, историческая карусель.

«Астраханский вестник» в последний мартовский день 1900 года (по новому стилю — 13 апреля) в разделе «Русская жизнь» публикует статью «Герои мирного времени», посвященную подвигам русских солдат:

Мирная, однообразная солдатская жизнь нередко нарушается событиями, ярко освещающими особую черту, присущую русскому солдату — готовность ежеминутно и беззаветно положить душу свою за други свои.

Ночью 12 октября 1899 года на станции «Мерв» (сейчас Мары, Туркмения) среднеазиатской железной дороги сильный порыв ветра привёл в движение четыре порожных вагона, которые покатились в сторону станции «Байрам — Али». За 20 минут до этого со станции в сторону «Мерва» отправился почтово-пассажирский поезд. Столкновение, как отмечает автор статьи, было неминуемо. К счастью, на тревогу, которую поднял стрелочник станции, выскочили на платформу ефрейторы 2-го закаспийского железнодорожного батальона: Карнаухов, Новичков и Нагис. Они попытались задержать катившиеся вагоны, захватив их за задние буфера, но это не помогло их остановить. Тогда Карнаух, рискуя жизнью, вскочил в открытую дверь первого вагона, чтобы красным сигналом предупредить встречный поезд о нештатной ситуации. В это время Новичков и Нагис вместе с дежурным по станции помчались на маневренном поезде за ушедшими вагонами. В начале третьей версты им удалось нагнать «самовольно отлучившиеся» вагоны. Новичков спрыгнул с поезда и на бегу, находясь между мчавшимся паровозом и вагоном, попытался накинуть тяжелый паровозный фаркоп (прибор для сцепления вагонов) на упряжный крюк заднего вагона. После нескольких попыток у него это получилось. Вагоны были остановлены и доставлены на станцию. Неминуемое крушение было предотвращено.

Ещё одним примером русской доблести служит подвиг ефрейтора 1-го закаспийского стрелкового батальона Исаева. 2 февраля в Ашхабаде на Текинской площади обвалилась недавно построенная чайная:

Из под обломков слышались душераздирающие крики придавленных персов, моливших о помощи. Но вся толпа, шумевшая без толку, стихла от удивления и восторга, когда из груды обломков, рискуя быть пришибленным, выскочил ефрейтор Исаев. Он нес на плечах одного из придавленных персов, а затем, готовый положить живот даже за иноверцев и инородцев, он извлекал и остальных.

В Империи чтили не только живущих, но и почивших воинов. «Асхабад» 13 апреля 1900 года сообщает об открытии памятника на месте победы русских над афганцами у Таш-Кепри (ныне Туркмения) в 1885 году:

После принятия туркменами русского подданства, русская власть считала себя обязанной обеспечить за новыми русскими подданными все права на их исконные владения, но точных границ этих владений не существовало. Руководствуясь некоторыми данными, возможно было приблизительно определить район туркменской собственности. Решено было занять постами важнейшие пункты этого района. Встревоженные нашим движением вперед, англичане не замедлили прислать на границу комиссию из нескольких офицеров. В свою очередь афганцы, подстрекаемые англичанами, выслали вперед сильные конные отряды, с целью занять спорные территории. Поведение афганцев после прибытия англичан стало крайне высокомерным и вызывающим. Случилось несколько столкновений.

В этих условиях было принято решение направить к реке Муграб (где ситуация была наиболее напряженной) сводный отряд под руководством генерала Комарова. В последних числах марта 1885 года русские прибыли на место. Афганцев было порядка 5 000 человек с 8 орудиями, они занимали укрепленную позицию на левом берегу реки Кушки, у Таш-Кепри, недалеко от Муграба. 29 марта Комаров отправил афганскому командующему Наиб-Салару ультиматум с требованием очистить левый берег Кушки. Афганцы ответили отказом. На рассвете 30 марта русские пошли в атаку. Благодаря удачному маневру, Комарову удалось полностью разгромить неприятеля, потери афганцев составили более 1000 человек. Особенно в бою отличились казаки. Несмотря на то, что афганцев никто не преследовал, остатки их войск бежали с такой поспешностью, что к вечеру оказались за 70 верст (или 75 км) от поля сражения. Победа была полная:

Значение кушкинской победы было очень велико. Афганцы сразу понизили тон и очистили всю спорную территорию. Обаяние русского оружия поднялось высоко среди народов Средней Азии. Но самое главное: английскому престижу был нанесен жестокий удар.

Идея об увековечивании этого знакового события появились почти сразу. Но бюрократические проволочки и недобросовестность подрядчиков несколько раз срывали установку монумента. Только к концу 1899 года памятник был полностью готов. Монумент представлял из себя усеченную четырехгранную пирамиду из белого камня. На ней был установлен мраморный крест, вокруг которого установлены тумбы с железными цепями. На памятнике было высечено несколько надписей, в том числе:

«Начальствовал отрядом командующий войсками Закаспийской области генерал-лейтенант Александр Виссарионович Комаров. Трофеями боя были: два знамени, три значка, восемь орудий и весь афганский лагерь».

«Мир праху: прапорщика милиции Сейд-Назар-Юз-Баши, сапера унтер-офицера Федора Пимонова, стрелков 6-го батальона Федора Дороженко, Парфена Бабылева, Семена Коренева, Максима Григорьева, Генриха Баумгартена, Якова Данилова и милиционера Клыч-Нияз-Сычмаза, павших геройской смертью в бою с афганцами у Таш-Кпери на реке Кушке 18-го марта 1885 года».

«Казбек», издавшийся во Владикавказе, 13 апреля публикует статью Х. Уруймагова о влиянии кавказских обычаев на преступность. Осетин пишет:

Обычай уплаты денежной суммы — калыма в 300-400 рублей за засватанную девушку служит если не первой причиной существования воровства в Осетии, то, во всяком случае, очень и очень многих из молодежи заставляет сбиваться с честного пути и идти по дурной дороге преступлений. Обычай этот существует на Кавказе давным-давно, с доисторических времен, когда на женщину смотрели как на вещь, подлежащую купле и продаже.

Осетинские лидеры, признавая эту проблему, несколько раз пытались её решить. Например, в 1866 году во Владикавказе собрались «представители осетинского народа», которые приняли решение сократить размер калыма с 400 до 150 рублей (примерно с 6000 до 2100 долларов США на нынешний курс) . Последняя цифра продержалась недолго, и уже в 1869 году калым был увеличен до 300 рублей (порядка $4300). В 1870 году был созван второй сход представителей осетин, который сократил выкуп за невесту с 300 до 100 рублей (c $4300 до $1400) Но это решение продержалось тоже недолго — к 1879 году калым вновь вырос до 400 рублей. В том же году приговором осетинских селений выкуп был отменен, а нарушителей ждал штраф (как и за похищение невесты) в 80 рублей (около $1150) Но безуспешно — осетины по-прежнему выкупали невест, а те, кто не мог изыскать нужную сумму, или похищали приглянувшуюся девушку или банально воровали для калыма коней. Какое же решение предлагал автор статьи?

Самое верное средство в данном случае, как и везде, есть уничтожение основных причин и обстоятельств, порождающих нежелательные явления и погружающих народ в ненормальное положение. Прежде чем бороться с обычаем, с которым народ сжился, надо распространять в народе истинное просвещение, от которого зависит благосостояние, сила, могущество и производительность всякого народа. Распространением просвещения в народе в нас, в Осетии, являются наши училища. В них мы, осетины, должны видеть основных двигателей и виновников нашего умственного, нравственного и материального благосостояния. Эти училища, в лице нашей интеллигенции, которая первоначальное свое воспитание получает в них, и должны вывести нас на путь сознания того, что для нас вредно и что полезно.

«Уральская жизнь» 13 апреля 1900 года публикует заметку о пуске нового завода на реке Печоре, который был построен нижегородским купцом М. И. Лукьяновым:

С изумительной энергией в один год, под 61-м градусом северной широты, в местности, которая до всего времени считалась недоступной по суровости климата и отсутствию путей, возник доменный завод новейшей конструкции с паровыми двигателями и воздуходувною машиной. Всего поразительнее конечно то, что Лукьянов, новый наш горнозаводчик, совершенно неграмотен и вышел из простых крестьян Макарьевского уезда. Трудолюбивый и сметливый, он на родине устроил маленький кустарный заводик для выплавки чугуна и литья чугунных изделий для крестьянского потребления. Дело пошло прекрасно и вот теперь мы видим Лукьянова в качестве владельца обширного металлургического предприятия в северном Урале. Какой симпатичный образчик карьеры простого русского рабочего человека!.

Отдельно стоит отметить, что никаких субсидий из бюджета Лукьянов не получал.

Справа: остатки заводского оборудования в Усть-Бердыше

«Кронштадтский вестник» 118 лет назад публикует заметку об «исторической карусели» в столичном Михайловском манеже:

Дивное зрелища ожидало публику в Михайловском манеже во вторник 28 марта. Княжна М. С. Щербатова и баронесса Л.О. Вольф вздумали воскресить одно из старинных эффектных зрелищ, устроив историческую карусель. К началу карусели везде на трибунах, ложах, проходах была густая плотная толпа зрителей, и двигаться можно было с большим трудом. Без перерыва играл один за другим три оркестра военной музыки. Начало карусели возвестили восемь трубачей-герольдов, выехавшие из ворот на арену. Затем, снова открылись ворота, и началась карусель — с исторического обозрения конницы до введения огнестрельного оружия. На арену выехали роскошные колесницы разных древних народов: египетская, ассирийская, персидская и греческая. За каждой колесницей ехал на коне воин. Шествие замыкали: галл, норманн, рыцарь, жандарм Карла XII [прим. — жандармерия до современного времени — тип тяжелой кавалерии, тяжелее кирасиров], всадники времен Людовика XIII и XIV. Затем, следовал номер, представляющий лихую джигитовку казаков. Посередине манежа на постаменте была установлена маска, изображающая голову, которую на всем скаку по очереди, сармат, перс, гунн, ассириец, римлянин и рыцарь прокалывали копьем, рапирой и мечом. Далее проходил бег колесниц в четыре лошади. Участвовали две колесницы — римская и византийская. Редкую по красоте картину представлял следующий номер — карусель в костюмах конца XVIII века. На арену выехали восемнадцать дам и восемнадцать кавалеров. Дамы были в красивых амазонках и шляпках, отделанных белых плюмажем, а кавалеры — в напудренных париках, красных фраках и в шляпах, обшитых золотым позументом. Кавалеры и амазонки проделали перед публикой целый ряд красивых фигур шагом, галопом и рысью. Самый красивый момент был, когда вся кавалькады змейкой велась по арене. В заключение состоялась карусель в старинных формах одежды русской кавалерии эпохи Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I. Красивые мундиры, всевозможные каски, блестящие латы, вооружение — все это возбуждало удивление и восторг зрителей.

Мероприятие, кстати, было благотворительным.

Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома». Поддержите нас покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!

У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.