В Киеве поляков избивают клоуны, еврейские нравы, успех русского отдела на Всемирной выставке
«Киевское слово» 16 апреля 1900 года (3 апреля по старому стилю) публикует занимательную историю из жизни старинного русского города:
На страстной неделе в цирке представлений не будет, поэтому клоуны от Труцци задались целью наглядно ознакомить вне цирка киевских обывателей с некоторыми приемами своего искусства. Ночью 1 апреля два цирковых клоуна на Крещатике демонстрировали первый номер под названием «как дерутся клоуны». А произошло следующее. Из гостиницы «Орион» вышло две компании — одна, состоящая из двух пьяных цирковых клоунов Владимира Долина и Петра Васильева, а вторая из каких-то трех субъектов. Последние начали между собой разговаривать на польском языке; почему-то это не понравилось клоунам, и они начали бранить поляков; те ответили тем же, произошла крупная ссора; вдруг один из клоунов, нагнув голову по-бараньи, разбежался и треснул ей в лицо одного из поляков. Поднялся страшный шум. Собралась толпа народа и многие жители желали задержать клоунов, но не тут-то было — нагнув по-бараньи головы, клоуны, то одного, то другого били ими в лицо, отступая в «стройном порядке» к Рогнединской улице. Здесь клоуны настигли тех же трех поляков и снова принялись так жестоко бодать их, что злосчастные три джентльмена не выдержав, бросились бежать самым вульгарным образом. Наконец, нескольким городовым удалось захватить скотоподобных клоунов и доставить их в участок для составления протокола. Но эти «артисты» не унывают: они доказали, что требовалось — их лбы по крепости не уступают меди.
Нажмите для увеличения
«Приднепровский край» 118 лет назад поделился с читателями любопытным сообщением из Берлина:
Движение артистов и литераторов против закона Гейнце о порнографии, относящегося к выставкам и театральным представлениям, вызвало в последнее время целый ряд весьма значительных манифестаций. В Мюнхене ассоциация имени Гете созвала собрание, в котором участвовало более 3 500 человек. На этом собрании принята резолюция в пользу полной свободы искусства. В Дрездене было такое же собрание, в котором участвовали все писатели, художники и скульпторы, проживающие в этом городе. Они обратились к союзному совету с просьбой не допустить издания закона, который может пагубно сказаться на развитии искусства.
«Новое время» 16 апреля сообщает о создании в столице новой организации:
В Петербурге организуется новое женское «Общество издательниц». Оно ставит своей целью заботиться и о наиболее широком применении женского труда в области литературной, научной, ремесленной и художественной жизни. Общество основывается на паях, оно будет издавать журнал, книги, брошюры. Планируется обзавестись собственной типографией. Во всех отделах будут работать, преимущественной, женщины.
Газета-журнал «Санкт-Петербург» публикует очерк о судебном процессе с участием евреев:
Живущая в деревне Козодои Сенненского уезда мещанка Сора Певзнер, согласившись вступить в брак с крестьянином Купреенковым, пожелала принять православие и избрала местом крещения Оршанский женский монастырь. Путь из деревни Козодои в Оршу пролегает через многолюдное еврейское местечко Обольцы. Купреенков, опасаясь, что местные евреи, зная о цели их поездки, убьют его вместе с Сорой, обратился к полицейскому исправнику с просьбой обеспечить им безопасный проезд до монастыря. Исправник вызвал к себе урядника Литвинова и приказал ему сопроводить Купреенкова с невестой до Орши. Ехать решили ночью, когда, по расчету урядника, оболецкие евреи должны были уже спать. Выехали после полуночи на двух подводах. На первой ехала Сора с женихом, его брат и мещанин Шафранский. На второй — урядник Литвинов и приглашенный им для помощи крестьянин Каур. Когда путники достигли середины местечка Обольцы, какой-то еврей подскочил к первой подводе, на которой ехала Сора, схватил лошадей под уздцы и стал кричать «гвалт» Урядник выстрелил в воздух и ружья, после чего еврей отскочил в сторону и подводы продолжили путь. Но вскоре они был вынуждены остановиться у еврейской школы, так как улица была перегорожена несколькими бревнами. В тот же миг на улицу хлынуло до 200 евреев, вооруженных кольями и палками, которые бросились на подводу, в которой ехала Сора. Они сорвали одно из передних колес, стянули с подводы Сору и, нанося ей побои палками, потащили её по улице. В этот момент подъехала вторая подвода с урядником. Он объявил своё звание и приказал прекратить избиение. Но часть евреев, возглавляемая Добкиным, Одновуровым, Фингельштеном и Гуревичем, напали на самого урядника. В процессе избиения Добкин сорвал с полицейского шашку и стал убегать. Но урядник не растерялся и выстрелил в ногу убегающему грабителю, но и это не остановило избиение. В это время Шафранскому, Купреенкову и Кауру удалось отбить Сору, и они пришли на помощь полицейскому. Вместе им удалось отбиться. Из числа обвиняемых по делу пятнадцать евреев были обвинены в насильственном препятствии переходу в православие и приговорены к тюремному сроку от четырех до восьми месяцев.
15 апреля 1900 в Париже открылась Всемирная выставка, на которой русский павильон был одним из самых больших.
«Новости дня» 16 апреля сообщают:
Открытие выставки совпадает с освещением двух сооружений, носящих два дорогих русскому сердец имени: Императоров Николая II и Александра III. Новая улица, начинающаяся у елисейских полей двумя прекрасными дворцами изящных искусств, получила имя Императора Николая II. Улица тянется через мост Императора Александра III до эспланады инвалидов и представляет грандиозное, волшебное зрелище. Среди иностранных отделов выставки, русский — самый законченный. Никогда промышленная Россия не являлась в таком блистательном виде на европейской выставке.
2 400 экспонатов различных отделов расположены в изящных, оригинальных павильонах. Воспроизведение Кремля представляет собой архитектурный перл, которым публика очень восхищается. Президент республики горячо поздравил князя Тенишева и заявил, что специально посетить все русские отделы.
И далее:
Русские отделы очень восхваляются публикой и печатью. В газете «Liberté» напечатана статья под заглавием «Промышленная Россия на концерте народов» В статье этой, между прочим, говорится: «Мы еще находимся под впечатлением удивления и восхищения, испытанных нами при посещении русского отдела. Промышленное и торговое развитие России приняло в течение немногих лет такие размеры, что поражает всех, способных отдать себе отчет о пройденном в столь короткий срок пути; оно так значительно, что этот факт вызывает множество размышлений».
Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома». Поддержите нас покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!
У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.