«Петербургский листок» 118 лет назад публикует заметку «Православный храм в Нью-Йорке»:
Далеко, в Северной Америке, в Нью-Йорке, издавна появились православные переселенцы из Старого Света. Уезжали с Родины сербы, черногорцы, уроженцы закордонной австрийской Руси (униаты). Начали переселяться и наши русские из южных и западных губерний. Переселились. Нашли дело. Появились семейства и зажили лучше, чем жилось раньше. Они уже не собираются возвращаться на родину, а дети, пожалуй, и не увидят русских губерний. Но у них осталась одна глубокая связь с далекой родиной — вера. И эту связь там, далеко, почувствовали они глубоко. Им нужна поддержка в их религиозной энергии. Для их религиозного образования нужны постоянные пастырские беседы, нужны школы для детей, насчитывающихся уже сотнями. При этом, сколько стремящихся принять православную веру! Но в Нью-Йорке нет даже подходящего для великого дела и храма, нет никакого зала для религиозных бесед, для школы. Посмотрите, сколько религий среди мира, столько же почти и представителей их в свободной Нью-Йорке, столько же высится и пышно украшенных мест для их молитв. Одно из самых могучих верований в мире — наша православная вера. И только у ее исповедников нет места для богослужений, соответствующего всему величию веры.
В городе действовала небольшая домовая церковь (всего 8 на 12 метров), но она не могла вместить всех желающих. Всё упиралась в отсутствие денег. «Петербургский листок» писал по этому поводу:
Неужели стомиллионная православная Русь не может воздвигнуть в Нью-Йорке своей православной церкви? Неужели величайшее христианское государство не найдет в себе силы создать в столице Нового света достойный своего величия и значения храм? Появление храмового здания для православных в Нью-Йорке — дело великое. Кто знает, может из нынешней маленькой церкви разрастется великий православный приход, который проложит твердый путь для соединения иноверных с православием. И в этом великом деле призывается поучаствовать каждый православный и положить, может быть, и маленький, но свой лично камень в фундамент североамериканского православия.
Священный синод ассигновал на постройку храма 22 000 долларов (616 000 $ на 2018 год), но этих средств оказалось недостаточно (одна земля стоила 36 000 $, сама постройка храма оценивалась в 50 000 $). Николай II разрешил провести по стране сбор пожертвований. Сам Император пожертвовал 5 000 рублей (2570 $ в 1900 году). Через год началось строительство храма. Он действует и в наши дни, сейчас это один из крупнейших православных приходов в США.
«Ревельские известия» 17 апреля 1900 года публикуют обширный очерк, посвященный изданию Министерством народного просвещения «Статистических сведений по начальному образованию в Российской империи за 1896 год».
Численность населения России на 1896 год составила 126 368 827 человек (в том числе 63 152 264 женщин), а количество учащихся было следующим (для удобства, мы свели всё в одну таблицу):
Из 67 582 преподавателей в начальных училищах Министерства народного просвещения 51 337 закончили высшее и средние педагогические учебные заведения, 13 277 приобрели учительское звание по особому испытанию и 2 968 не имеют учительского свидетельства. Из общего числа низших училищ Министерства народного просвещения 3 094 содержаться за счет казны, 27 373 — земствами, обществами и сословиями, 219 — фабриками и заводами и 254 — частными лицами. Общее число библиотек при начальных училищах составляет 45 255.
Сами «Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи за 1896 год» доступны здесь.
О печальной истории сообщают «Черниговские губернские ведомости»:
29 февраля, около часа ночи, вспыхнул пожар в большом корпусе Спасских казарм. Удушливый дым быстро распространялся по всему верхнему этажу здания, в котором жили более десяти семейств офицеров 2-го гренадерского Ростовского полка. Огонь заметил, одним из первых, рядовой 2-й роты Николай Гордзей, состоявший постоянным вестовым при казначее полка, поручике Мошкове. Ни на минуту не потерявшись, он бросился, сперва, стучать и звонить по квартирам, чем спас многие жизни, а потом помогал подносить воду к пылающему коридору до прибытия пожарных команд. Окончив свое самоотверженное дело, рядовой Гордзей пошел к квартире поручика Мошкова, с целью охранять его имущество, но в темном коридоре потерял сознание и задохнулся от дыма.
«Южанин», издававшийся в Николаеве, 17 апреля публикует материал о российской сахарной промышленности:
Все отрасли отечественной промышленности за последние годы сделали, как известно, значительные шаги вперед. Сахарная промышленность тоже не отстала в своем развитии: в сахарную кампанию 1890-91 в России было 222 сахарных завода. В нынешнюю же кампанию 1899–1900 число их достигает 266. Среднее количество производимого каждым заводом сахара в 1890-91 гг. равнялось 1 466 пуд.(24 тонны), в текущем же — 2 432(40 тонн). В 1888-89 гг. на внутренний рынок поступило 22, 9 млн. пуд.(375 тыс. тонн), а в 1898-99 — около 35 млн. пудов сахара (573 тыс. тонн). Экспорт сахара на западноевропейские рынки в начале рассматриваемого десятилетия составлял 0,7 млн. пудов (11,5 тыс. тонн), а в конце — 2,1 млн. пудов (34,5 тыс. тонн). Восточный экспорт русского сахара достиг в 1898-99 гг. 2,3 млн. пудов (37,6 тыс. тонн). Переходя к сравнению положения сахарного производства в России и в других европейских странах, можно отметить, что в 1898-99 гг. площадь посевов свекловицы (сахарной свёклы) в России составила 468 тыс. десятин (510 000 га), в Германии — 390 тыс. (425 000 га), в Австрии — 273 тыс. (297 000 га)., во Франции — 208 тыс.(227 000 га), в Бельгии — 48 тыс.(52 000 га), в Голландии — 40 тыс.(43 500 га), в Швеции 20 тыс. десятин (21 700 га) Таким образом, по размерам посевов свекловицы Россия занимала в прошлогоднюю кампанию первое место среди всех европейских государств. Но, преимущества России на этом заканчиваются — дальнейшее сравнение оказывается не в пользу нашего Отечества. Сбор свекловицы в 1898-99 гг. с одной десятины в Германии составлял 189 берковцев (31 тонна; берковец — русская мера, равнялась 10 пудам), в Бельгии 185 берк. (30 тонн), а в России всего 84 берк.(13, 7 тонн).
На взгляд автора статьи, подобные цифры были обусловлены нежеланием многих отечественных промышленников финансировать внедрение передовых технологий в производство и переработку сахарной свеклы. Тем не менее за последнее десятилетие XIX века нашим промышленникам удалось существенно уменьшить отставание от своих европейских коллег. А к началу Первой мировой и выйти в лидеры по экспорту свекловичного сахара (уступая только Германии).
Московский «Курьер» сообщает:
Потребность в зонтиках издавна отличала цивилизованное человечество, в настоящее время упраздняется. Г. Демчинский открыл способ точного предсказания погоды, настолько точного, что теперь заранее известен день и час, когда пойдет дождь, так что всякому видно, когда ему следует выходить из дома, а когда лучше сидеть дома. И способность предвидеть будущее обходится весьма недорого — дешевле зонтика. За один рубль (около 14 $ в наши дни) можно приобрести брошюрку г. Демчинского, и хотя в ней всего 11 страничек, но на них все лето 1900 года, и вся вода, которая в течение этого лета прольется. Но, что самое главное, можно быть вполне уверенным, что эти предсказания принадлежат именно г. Демчинскому. Внизу графика «предположенного лета» 1900 г. напечатано «по привилегии, заявленной департаменту торговли и мануфактур». Приятно видеть, что промышленный прогресс затронул и область гадания, доселе остававшеюся вне всякой законной регистрации. Наиболее почтенная гадалка из Замоскворечья не могла быть уверена, что совершенные ей посредством кофейной гущи открытия останутся ею собственностью. В свою очередь, обыватель не мог сохранить надлежащей твердости духа, не будучи твердо уверен, принадлежит ли открытие именно почтенной гадалке, а не другой, менее почтенной. Создавалось нежелательное колебание умов. В тех же дурных условиях существования находятся и авторы сонников, ничем не огражденные от плагиата. И г. Демчинский оказал двойную услугу отечественному прогрессу: упразднил зонтики и заявил привилегию на свой способ предсказаний.
«Русский листок» отреагировал на эти события так:
Нам, москвичам, в угоду
(Никак не ожидал!)
Демчинский вдруг погоду
На лето предсказал…Сулит дождей он много,
И даже ураган…
Средь дачников тревога!
Ужель опять обман?Друзья, к чему терзание?
Поведаю я всем:
Наверно, предсказанье,
Не сбудется совсем!
Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома». Поддержите нас покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!
У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.