Империя готовится к Пасхе, пьяный машинист бранится в буфете, в Харькове обнаружили подземелья, преподавателям повышают зарплаты (современным российским учителям эту новость лучше не показывать — расстроятся!).
«Таганрогский вестник» 18 апреля 1900 года публикует заметку о работе почты накануне Пасхи:
«По примеру прошлых лет, в таганрогской почтово-телеграфной конторе с 4 апреля (17 апреля по новому стилю) открыт заблаговременный прием поздравительных телеграмм к празднику Святой Пасхи. На таких телеграммах перед адресом должна быть надпись „поздравительная“, отметка в счет тарифных слов не входит. Телеграммы с такими надписями хоть и будут передаваться по телеграфным проводам в обычной очереди, но будут доставлены адресатам в первый день праздника. Кроме того, в почтовом отдалении конторы, с 4 же апреля ежедневно с 8 до 2 часов дня и с 5 до 7 часов вечера особо назначенным чиновником принимаются бандерольные отправления с визитными карточками и поздравительными письмами, подлежащие доставке в г. Таганроге на первый день праздника Святой Пасхи. Городская же корреспонденция, не сданная на руки и опущенная в ящики до 2 часов дня 8 апреля (21 апреля по новому стилю), может быть доставлена в тот же день, т.е. ранее желаемого срока»
«Сибирская жизнь» 18 апреля поделилась следующей историей:
«В воскресенье 2 апреля (15 апреля по новому стилю) перед отходом пассажирского поезда в буфете станции „Томск“ наблюдалась такая сценка. У буфетной стойки стоит какой-то субъект, чуть-чуть „тепленький“, и, требует налить рюмку водки. Буфетчик отказывается, говоря, что субъекту больше пить нельзя, что он и без того выпил достаточно. Субъект, не обращая внимания на присутствие посторонней публики, сыплет отборной бранью, и буфетчик поспешно наливает рюмку, другую и третью. Субъект требует еще. В это время в двери буфета просовывает голову один из рабочих и начинает умолять субъекта идти на место — паровоз, говорит он, совсем готов и ждет только его, субъекта. Последний ругается и просит налить еще рюмку. Это продолжается минут 10-15. Один из присутствующих при этой сцене интересуется субъектом и спрашивает, кто он такой? Ему говорят, что это будто бы машинист, который должен сейчас руководить маневрирующим поездом. Думаем, что описанное не требует комментариев. Удивительно только, почему в указанный день не произошло на Томской ветке столкновения поездов или крушения»
На страницах «Харьковских губернских ведомостей» 118 лет назад был опубликован отрывок из письма выдающегося русского ученого, бывшего ректора Императорского Харьковского университета, Ивана Петровича Щелкова:
«Как известно, первоначальное поселение Харькова, занимало острый, возвышенный мыс, образующий окончание водораздела между реками Лопанью и Харьковым. К западу этот мыс представлял крутой обрыв в долину Лопани, а с востока более пологий в долину Харькова. Долины обеих рек представляли широкие, болотистые местности, с массой мелких речных рукавов и озер, такие рукава и озера и теперь существуют, но прежде их было гораздо больше. Я еще знавал людей, стрелявший уток на озерах той местности, где ныне сад Бавария. Весь этот возвышенный мыс изрыт пещерными ходами. Большая часть их уже завалилась, некоторые же сохранились, так как используются хозяевами для своих целей, преимущественно, для хранения вина. Наиболее сохранившиеся те, которые находятся при погребах Жевержеева, на юго-западном и юго-восточном углах Гостиного двора. Они идут как по направлению на восток под Горяиновским переулком, так и на запад под площадью. Под северо-восточным углом имеется даже небольшой погреб, но очень интересен ход под северо-западным углом, он идет поперек Университетской улицы, круто спускаясь вглубь по направлению к монастырскому двору; лет 10-12 назад, как раз около просвирни случился провал. Я его осматривал вместе с профессором Морозовым. Полагаю, что это было продолжение описываемого хода, который открывался где-нибудь на крутом склоне, ныне занимаемом садом архиерейского дома. Но восток от Гостиного двора имеется ход, ведущий из погреба дома Питры в дом, некогда принадлежащий Матузкову. Этот дом ныне не существует: на его месте построен городской дом, причем ход, частью, засыпан. Все упомянутые ходы я видел лично; я посетил их вместе с профессором Морозовым и землемером Первухиным. Кроме этих, лично мне известных ходов, имею сведения и о других, составляющих, несомненно, часть их: под домом Куликова, на Николаевской площади, еще недавно был такой ход, мне о нем говорил профессор Данилевский, который в детстве бывал в нем. Отсюда ходы шли поперек Немецкой улицы, направляясь к месту, где ныне еврейская синагога. Здесь, внизу, имеется погреб, из которого, по рассказам, еще не особо давно, можно было проникнуть вглубь. Вероятно, здесь был выход из пещерных ходов в долину Харькова».
Это был отрывок из письма, которое Иван Щелков написал профессору Дмитрию Багалею. Последний призвал всех, кто располагает сведениями о харьковских подземельях, направить их в университет на его имя.
«Донская речь» 18 апреля 1900 года публикует очерк о деятельности «Новочеркасского общества взаимного кредита»:
«Недостаток денег, который претерпевала в прошлом году вся торгово-промышленная Россия, привел к падению биржевых ценностей. Он потряс до основания многие предприятия, вынудил многие кредитные учреждения искать правительственную помощь. Эта невзгода, разразившиеся над финансовым миром, заставила учреждения коммерческого кредита повысить учетный процент до 10-11 и по настоящее время удерживать его на том же уровне. Государственный банк тоже поднял свой учетный процент до 7,5-8, но теперь понизил его. Новочеркасское общество взаимного кредита, несмотря на кризис, сохранило во всей неприкосновенности свой учетный процент в размере 6 годовых. „Может быть — отмечают руководители Общества — то постоянство и осторожность, с каким ведутся операции Общества, кому-нибудь и покажется как неподвижность инертность со стороны администрации. Но в этом постоянстве и осторожности и заключается за кредитная особенность нашего учреждения, которое за 27 лет его существования дала столько выгод как вкладчикам, так и заемщикам“ Почти трехмиллионные вклады общества (более 43 млн долларов США на 2018 год) вложены в следующие операции: учет векселей — 965 455 рублей ($14 млн); учет соло-векселей, обеспеченных недвижимым имуществом — 807 297 руб. ($11, 6 млн); текущие счета в частных кредитных учреждениях — 837 083 руб. ($12,1 млн); процентные бумаги обществ, гарантированных правительством — 415 379 ($6 млн)»
На страницах «Киевлянина» 18 апреля опубликована статья о зарплатах преподавателей:
«В Юго-Западной крае существует особый тип училищ — училища двухклассные, городские, преобразованные на основании положения о них, в 1869 году, из бывших дворянских (уездных) училищ. Штатное жалование учителям этих училищ, по тому времени достаточное, в настоящее время, спустя тридцать лет, оказывается более чем скромным. Самой неприхотливой семье учителя невозможно в настоящее время прожить на 450 рублей (около $6500 на 2018-й) в год, даже в уездном городишке.
Естественно, что учителя, при малейшей возможности, бегут из этих училищ, и в настоящее время в них много вакантных мест, для замещения которых охотников не находится. Принимая во внимание, что на такое жалование существовать трудно, и что учительский труд — тяжелый, Радомысльская городская дума на днях приняла постановление увеличить за счет города жалование учителям местного двухклассного городского училища в следующих размерах: смотрителю прибавить к казенному жалованию 150 рублей ($2150) в год, двум учителям предметов по 100 рублей ($1400) каждому, учителю чистописания и рисования, надзирательнице женского отделения и учителю подготовительного класса по 50 рублей ($700) каждому. Наша, Киевская дума, сознавала недостаточность штатного жалования преподавателей двухклассных городских училищ при самом открытии таковых в Киеве, и потому жалование увеличила значительно.
В Киеве штатный смотритель двуклассного городского училища, при квартире, получает 850-900 рублей ($12000-13000) в год, преподаватели до 700 рублей год($10000), но без квартир. Кроме того, в настоящее время наша дума постановила увеличивать это жалование по пятилетиям, за каждые 5 лет, прослуженные в Киевских городских училищах, смотрители и преподаватели получают прибавки в размере 10 % основного жалования»
Примечание S&P: средняя зарплата учителя в РФ на 2018 год составляет 33 тысячи рублей в месяц — $536 в месяц или $6432 в год. Это на 68 долларов меньше, чем в 1900 году. Без учета описанных ваше прибавок.
Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома». Поддержите нас покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!
У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.