На днях скончался один из последних советских мастодонтов, лично приложивших руку к деконструкции проекта под названием СССР. Эдуард Шеварднадзе — представитель той, весьма редкой, когорты людей, которые способны возглавить министерство, не обладая вообще никакими навыками, совершить множество странных поступков и выйти сухими из воды, а также пережить революцию и собственное свержение и умереть в своем доме в глубокой старости с устроенными в Лондоне и Париже потомками.
Шеварднадзе не обладал сколько-нибудь выраженными политическими талантами, зато он умел делать дела, поэтому один его политический противник «застрелился выстрелом в затылок», а на другого он мог позволить себе поплевывать с высокой колокольни, несмотря на то, что тот Шеварднадзе и сверг. Такие ранги просто так с неба не падают, безусловно, здесь свою роль сыграло его активное участие в развале СССР. Но нельзя забывать и то, что свое восхождение он начал с руководства Грузинской ССР — золотого Эльдорадо Советского Союза, где «коммунизм» построили задолго до обещаний Хрущева.
Утверждается, что Шеварднадзе родился в маленьком селе в семье «педагога». Точнее, учителя русского языка. По маме, которая была домохозяйкой, он, как и все грузины, князь. Абсолютно серьезно, все грузины — князья если не по папе, то хотя бы по маме. Даже если они родились в отрезанной от мира горной деревушке с населением 50 человек. Чтобы найти грузина, в котором не течет княжеская кровь, надо очень постараться. Хотя скорее всего старания будут напрасны.
Как рассказывал в одном из интервью сам Шеварднадзе:
— Действительно, у нас в семье детей называли именами, не свойственными для Грузии. Это все заслуга нашей бабушки по отцу. У нее была привилегия давать имена детям. Женщина она была начитанная, образованная и любила классические имена.
Старшего брата она назвала Евграфом. Следующего — Ипократом. Сестру — Венерой. Только брат Акакий носил имя, привычное для Грузии. Меня назвали Эдуардом тоже по решению бабушки. Кстати, имя, популярное в Англии. Поэтому, когда я стал уже министром иностранных дел Советского Союза, англичане легко произносили мое имя.
Об отце сведений немного. По легенде, проклятые чекисты добрались и до их семейства и Амвроса хотели арестовать, однако один из его учеников предупредил его и тот «пропал», а когда вновь появился, угроза репрессий чудесным образом миновала. Попал под репрессии и юный Эдуард: его лишили путевки в пионерский лагерь. Совершенно невероятная история для Советской России, хотя для Грузии это еще не предел.
Стремительная карьера Шеварднадзе интересна еще и тем, что он вообще не работал. У большинства советских лидеров все равно в официальных биографиях были пункты, согласно которым они работали на заводе или в колхозе хотя бы полгода, в крайнем случае, если позволял возраст, занимались революцией. Однако грузинский лидер не таков. Он как стал инструктором комсомола, учась в медицинском техникуме, так и продолжил шагать по партийной линии. К 29 годам он уже возглавлял весь грузинский комсомол, благодаря чему и свел связи с Михаилом Горбачевым, любившим отдыхать от бурных трудов в тех краях.
Не менее любопытен и тот факт, что он вырос из комсомольца в силовика. Уже в середине 60-х Шеварднадзе был министром внутренних дел Грузинской ССР. Должность просто шоколадная, особенно если знать, сколько в Грузии было цеховиков в те годы.
В 1972 году он наконец был избран первым секретарем грузинской Компартии, что означало, что теперь он является главным лицом в республике. Свое правление он начал шумно: с кампании против оборотней-коррупционеров и казнокрадов. По сути, были зачищены все кадры прежнего правителя Грузии Мжаванадзе, которых заменили на лояльных чекистов.
Итак, Шеварднадзе возглавил золотой Клондайк СССР. Грузия была самой разгулянной республикой Советского Союза, неким аналогом нынешней Чечни. Особое отношение к Грузии началось с самого начала 20-х годов и продолжалось до конца советского времени, но самые сладкие времена были, конечно, при Сталине. Пока русскими людьми удобряли поля в колхозах, грузины жили припеваючи. Все знали, что грузин — Человек и что обидеть грузина — все равно, что лично плюнуть в лицо товарищу Сталину. Один из грузин вспоминал, как Шеварднадзе решил продемонстрировать высокому чиновнику из Москвы, какие порядки он навел в Грузии. Для этих целей был выписан лично Константин Гамсахурдиа. Гамсахурдиа русских ненавидел настолько, что принципиально отказывался говорить на русском языке. По улицам он ходил в костюме абрека с наточенным кинжалом. По просьбе Шеварднадзе Гамсахурдиа должен был одеться в человеческую одежду и изображать из себя ученого европейца, разговаривая на чисто русском с высоким гостем.
Чтобы были понятны грузинские нравы: Гамсахурдиа участвовал еще в антисоветском мятеже 1924 года. Русскую контру сразу бы к стенке за такие дела, но благородному каПказскому товарищу дали 10 лет. Вроде бы тоже немало, но отпустили уже через полтора года. Что же он делал в чудовищном Соловецком лагере, где сгинули десятки тысяч русских? Переводил «Божественную комедию».
Думаете, антисоветчика на учет поставили? Как бы не так, лично Берия приехал выразить дань уважения Кумиру и упросил его написать книгу в жанре соцреализма. Книга получилась так себе, к тому же он связался с троцкистами, но Человека не тронули. Напротив, до конца жизни осыпали премиями и наградами.
Был у Гамсахурдии сын — Звиад. Тоже Человек. Еще в 1956 году бесновался вместе с комсомольцами-сталинистами в Тбилиси, спустя несколько месяцев вместе со своей подпольной антисоветской организацией угодил в руки КГБ, Тут бы его и обслужить, как русских, то есть по всей строгости — десяточку-пятнашечку. Но нет, Человека не тронули, всем дали условные сроки и тут же освободили. Гамсахурдию даже из института не выгнали. Потом он заделался диссидентом, попал под арест и вместо того, чтобы уехать в Сибирь, как это обычно бывало, получил два года ссылки в Дагестан, а через некоторое время был помилован.
Именно Гамсахурдиа и стал первым президентом независимой Грузии. Впрочем, как говорил великий соратник Гамсахурдии Джаба Иоселиани, «демократия — это вам не лобио кющать». Это в тюфяковой СССР грузин был Человеком и ему прощались любые шалости, а в демократической Грузии Шеварднадзе своего соперника довольно быстро уработал. Нашли того мертвым, официально записали: «покончил с собой путем выстрела в затылок».
Но это потом, а пока Шеварднадзе все еще возглавляет расцветающую советскую Чечню. Еще кое-что о нравах и порядках царивших в Грузии рассказывал и сам Шеварднадзе:
— Популярные герои анекдотов советского времени — грузин, едущий на «Волге», и русский — на «Запорожце». Грузины действительно считались тогда зажиточными людьми. В чем секрет их богатства?
— Когда я был первым секретарем ЦК Компартии Грузии, проводил очень успешные экономические эксперименты. Например, я не имел права дать людям землю в вечное пользование. Поэтому в самом бедном районе Грузии — Абашском — я сказал людям: «Возьмите в пользование на 10-15 лет землю. Сколько хотите, хоть четыре гектара, хоть шесть. Обрабатывайте, отдавайте государству 20 процентов, а остальное пусть будет вам». Вначале никто мне не поверил. Потом землю начали постепенно разбирать. И за два-три года все люди разбогатели.
— Так вы подорвали колхозную систему!
— Не колхозную подорвал, а настоящую создал! Это была настоящая рыночная экономика.
Приехал как-то в Абашу Михаил Горбачев. Он был тогда секретарем ЦК по сельскому хозяйству. Мы с ним подружились еще в то время, когда он работал руководителем Ставропольского края. Он отдыхал в Пицунде, и я составил ему компанию. Горбачев очень любил Грузию, знал наизусть все грузинские фильмы, в особенности короткометражные…
И вот он приехал с проверкой в Абашу. Побывали у одного крестьянина. Тот жил в деревянном доме и держал свиней. Крестьянин рассказал, что после того, как свиньи вырастут, он отдаст колхозу его долю, а на доходы от продажи остального мяса выстроит себе каменный дом. (Позже я, кстати, узнавал, он действительно дом построил.) Горбачев повернулся ко мне и говорит: «Если об этом узнают в Политбюро, тебя исключат из партии».
В общем, классическая история про «русского мудака бить — деньги брать». Пока глупые русские колхозники вкалывали за трудодни, благородные грузины делали ДЕЛА.
В 1985 году случилось совсем беспрецедентное. С трудом говорящего на русском и вообще не знающего ни одного иностранного языка Шеварднадзе назначают министром иностранных дел (!). Случай беспрецедентный даже по советским меркам. Даже мифический крестьянин «Громыко»-Бурмаков и тот владел языком хотя бы на уровне «Ландан из зэ кэпитал оф Грэйт Бритэйн». Как вспоминал Горбачев, который по старой дружбе и составил ему протекцию, все очень удивились назначению на этот пост Шеварднадзе.
Именно с него и начался этап грузинской дипломатии, который продолжается до сих пор. Четыре из пяти российских министров иностранных дел НАПРЯМУЮ связаны с Грузией. А положил начало всему именно Шеварднадзе. Будучи, как и все грузины, патологическим сталинистом (в СССР грузинский национализм существовал в форме сталинизма, неслучайно Звиад Гамсахурдиа по молодости кидался на стены после разоблачений Хрущева: «руки прочь от нашего Великого Сталина, русня»), для западных коллег он изображал стильного, демократичного и прогрессивного функционера, выгодно выделяясь на фоне прежнего громыки Бурмакова.
Собственно, именно Шеварднадзе был проводником политики разоружения СССР. Он же подписал скандальное «Соглашение о Линии Шеварднадзе-Бейкера», согласно которому СССР/Россия уступает США шельф возле Аляски, богатый рыбой и нефтью с газом. Несмотря на то, что в России это соглашение так и не ратифицировано, все 90-е и нулевые его пытались оспорить как невыгодное.
Ну а Шеварднадзе-то какая разница? Ну отдал кусочек русских территорий, ну подумаешь, не грузинских же. В конце концов, грузинский министр оказался одним из главных действующих лиц деконструкции СССР. Оцените маневры старого матерого волка: в ноябре 1990 года он выступает на съезде депутатов и заявляет о надвигающейся диктатуре и уходит с поста министра, однако не рвет связей с Горбачевым, который намерен устроить его вице-президентом (!). Через 8,5 месяцев происходит путч, в котором он обвиняет Горбачева, но это совершенно не мешает ему спустя 2 месяца снова возглавить Министерство внутренних дел СССР и спустя месяц — самым первым из всех признать Беловежские соглашения, разрушившие СССР. Причем во время путча он пошел к Ельцину и чуть ли не силой заставил его объявить себя верховным главнокомандующим России (по собственным воспоминаниям).
Глава советского ТВ Кравченко прямо называл ключевой фигурой в развале СССР Шеварднадзе:
«Шеварднадзе вообще „хорошо поработал“ на Кавказе. Там они предали блестящего командующего Закавказским военным округом генерала Родионова. Его молодых 18-летних пацанов-солдат откровенно избивали в апреле 1989 года в Тбилиси; военнослужащие, выполняя приказ, просто стояли в оцеплении, а их, без страха получить сдачи, жестоко били грузины — мастера-самбисты, боксёры, борцы — сбивали их с ног. В этот момент из Америки, кажется, прилетает Горбачёв. Я его всегда встречал и провожал, поэтому лично видел, как ему тут же доложили, что в Грузии произошла беда. Лигачёв говорит: „Давайте туда направим Шеварднадзе, он же всё знает на Кавказе“. Шеварднадзе категорически отказывается. Яковлев его поддерживает: „Лигачёв сейчас летит на отдых в Сочи? Ну, вот пускай заодно и в Тбилиси заедет, там близко, и во всём разберётся“. Я это слышал своими ушами. Наглая, грубая подстава. Кончилось всё тем, что пролилась кровь и весь мир стал возмущаться».
После этого в Грузии разворачиваются события. Национал-сталинист Гамсахурдиа, считавшийся противником Шеварднадзе, найден с пулевым ранением в затылке и объявлен самоубийцей, после чего его тело вывезено в Чечню и там захоронено. Главой Грузии становится Шеварднадзе, которого «пригласили» на должность. Он даже не проводил никаких выборов три года, просто управлял страной.
За это время он успел начать и проиграть войну с Абхазией, а также зазвать в Грузию российских солдат и почти зазвать в Грузию солдат американских, пережить два покушения и мятеж в войсках, а также сменить курс с пророссийского на конкретно прозападный.
В итоге просидев во главе Грузии 11 лет, Шеварднадзе был в конце концов смещен при участии своего бывшего министра Михаила Саакашвили, не признавшего результатов выборов, и грузинского министра иностранных дел РФ Игоря Иванова (заявление об отставке Шеварднадзе написали после приватной встречи с Ивановым, который, к слову, когда-то был его помощником, и Саакашвили).
После вынужденной отставки Шеварднадзе спокойно жил в своем домище в Тбилиси и даже позволял себе время от времени поплевывать в Саакашвили, театрально извиняясь перед грузинским народом за то, что уступил ему власть. Саакашвили Человека откровенно боялся, не решаясь даже на ответную критику, и это при том, что общий уровень политики Грузии — это отравления, таинственные пулевые ранения в голову и не закрытый газ. Ближайший соратник Саакашвили по революции, премьер Жвания, внезапно задохнулся газом от неисправного обогревателя. Ну, ничего, бывает.
Шеварднадзе оставался одним из немногих реальных людей, являвшихся исполнителями исполинской задачи — разрушения СССР. Теперь, после смерти Шеварднадзе, таких осталось всего ничего, их можно пересчитать по пальцам одной руки, а интерес вызывают разве что Шушкевич и Кравчук. Но все они упорно молчат и, по всей видимости, по условиям договора, должны унести с собой в могилу все тайны самого выдающегося развала XX века.