Никита Александрович для спецпроекта, посвященного 20-летию начала Первой чеченской войны
Первая и Вторая чеченские войны — самые кровопролитные в новейшей истории России. Кавказ изначально был одним из серьезных факторов нестабильности в Российской империи (самая долгая война Империи велась именно на Кавказе) и оставался, пожалуй, самым серьезным фактором нестабильности в СССР, а затем и в России. Впрочем, судя по недавним событиям, взрывоопасным он остается и сейчас.
Государственность на той части Кавказа, которая сейчас обозначена границами Чеченской республики, началась с приходом туда Российской империи, до этого у горцев был общинно-родовой уклад жизни и ни о какой чеченской нации речи не шло. Попыткой создания политического объединения было Симсирское государство, достаточно быстро покоренное войсками Тамерлана (просуществовало менее ста лет), остальные государственные объединения были ещё менее прочны. Основным поводом к объединению народов Кавказа могла служить необходимость борьбы за плодородные равнинные земли, с которых их изгоняли в горы ещё до монгольских нашествий. Грузинское царство пыталось прививать политеистическим народам Кавказа христианство, но по причине упадка это влияние прекратилось и население вначале постепенно вернулось к политеизму, а затем перешло к исламу. Начиная с XVI века чеченские общества существуют на пересечении сфер влияния Турции (Османы), Ирана (держава Сефевидов) и России.
Экспансия Российской империи была обусловлена необходимостью свободного выхода к Черному морю и безопасности южных рубежей. С началом XIX века возникает необходимость интеграции в состав Российской империи Грузии по просьбе царя грузинского Ираклия II. Кавказ по-прежнему оставался неосвоенным, господствовало «право сильного», кровная месть, работорговля. Именно в этот период начинается формирование национальной общности. И сейчас первые национальные герои чеченцев — это участники Кавказской войны. Общепринятая датировка войны — 1785–1864 гг., хотя в разные годы война велась с разной степенью интенсивности, и даже цели русской армии на Кавказе менялись: кардинальное изменение задач произошло после присоединения Грузии. По итогам войны Кавказ стал частью Российской империи, был включен в Терскую область.
Конец XIX и начало XX веков было, возможно, самым благополучным временем для народов Кавказа. Связано это было в первую очередь с бурным развитием нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, чем Кавказ обязан русским переселенцам. Так, ещё до окончания Кавказской войны братья Дубинины основали неподалеку от Грозного керосиновый завод, выработали свой способ перегонки нефти, который позже стал использоваться повсеместно. В то время в Чечне сформировалась национальная элита, ведущая борьбу за социальные блага уже не оружием, а политическим участием, в частности — требованием решения земельного вопроса. Появление в регионе развивающейся экономики и возможности заработать трудом, а не грабежом и работорговлей, привело к крайне позитивным результатам: заинтересованности самих кавказцев в стабильности в регионе; появился класс мещан — городских жителей со средними возможностями потребления; появился и рынок для удовлетворения спроса мещан и более или менее обеспеченного населения на различные товары, и, как следствие, началось развитие производства этих товаров. Вооруженная борьба отошла на второй план, Кавказ получил лучшую в истории возможность развиваться экономически и культурно.
Возможность, которой не суждено было реализоваться. Несмотря на известные успехи в цивилизационном процессе на Кавказе, революция 1917 года все перечеркнула. Надежды на независимость и ветер перемен из центрального региона вернули на Кавказ вооруженную борьбу с императорской армией. После победы революции и окончательного изгнания белых надеждам на вольную жизнь на Кавказе пришел конец. Терская область переименовывалась несколько раз, делилась на части без какого-либо учета национальных особенностей региона, так что ряд территориальных проблем, доставшихся от того периода, остается нерешенным до сих пор. Дальше — больше. Власть Советов оказалась для Кавказа страшнейшим периодом в истории. Национальная элита была уничтожена в попытке создать элиту советскую, верную власти большевиков. Весь период до Второй мировой войны был чередой уничтожения антисоветских элементов, восстаний против большевиков, жестоких подавлений оных и очередных уничтожений «антисоветского элемента».
Ненависть к Советам нашла выход во Вторую мировую войну, когда под знамена вермахта встали тысячи кавказцев. В 1944 году Чечено-Ингушская ССР была упразднена, и начались массовые депортации горцев на территории Казахстана и Киргизии. Руководил депортациями Берия. Точных данных о количестве погибших во время депортации нет, а те, которые имеются, отличаются друг от друга порой в десятки раз. Но вряд ли депортация целого народа могла пройти безболезненно. И уж наверняка мы можем говорить о новых межэтнических проблемах в регионе, поскольку в 1957 году Горская АССР была восстановлена в несколько измененных границах, а чеченцам позволили вернуться. После этого началось проведение новой идеологической политики: была разработана концепция добровольного вступления Кавказа в состав Российской империи и уничтожения сколь-нибудь значимых исторических свидетельств войны.
Итогом советской власти стало превращение Чечни в депрессивный регион. Согласно последней переписи населения в СССР (1989 г.), достижения местных управленцев были следующими: самый высокий процент сельского населения, самый высокий процент граждан, не получивших начального и среднего образования, самый низкий процент людей с высшим образованием, самый высокий уровень криминалитета. Самой развитой отраслью являлась нефтеперерабатывающая, но чеченцы практически не были в ней заняты, основными трудовыми кадрами являлись русские. Сельское хозяйство было не в состоянии обеспечить рабочие места для большого количества жителей Чечни, поэтому имелся высокий уровень безработицы и трудовой миграции; это вело к разрушению традиционного уклада общества и радикализации молодежи. И, конечно, нельзя оставить без внимания этнический состав региона по данным той же переписи: 64% — чеченцы, 24% — русские, 12% — остальные национальности.
С началом перестройки первые оппозиционные движения Чечни стали формироваться вокруг исторических (критика концепции добровольного входа в состав России; период депортации), а также географических и экологических вопросов (протест против строительства Биохимического завода (БХЗ) в Гудермесе). Все эти движения очень быстро переросли в политические, опирались они, прежде всего, на национальную элиту (преимущественно, верхушку различных кланов) и молодежь, в среде которой зрела ненависть и жажда мести за унижение 1944 года. Одним из первых общественных движений был клуб «Кавказ» (1987 г.), изначально позиционирующий себя как воспитательный и образовательный, способствующий воспитанию и любви к родному краю. Народ-эколог начал с митингов против уже упомянутого БХЗ, также критике и попыткам срыва подвергались мероприятия, посвященные очередным годовщинам «добровольного вхождения Кавказа в Россию». Прививание «любви к родному краю» превратилось в итоге в истории о тысячелетнем независимом народе. Партийное руководство на контакт не шло, происходила радикализация митингов, требования становились политическими. В этой же среде появились и другие общественные движения: «Фронт содействия перестройки», «Барт», «Народный фронт» (кремлевские аппаратчики, кажется, специально выбирают названия для провластных организаций, уже кем-то запятнанные: «Народный фронт» Путина). «Барт» («Движение к чеченскому согласию»), став первой радикальной организацией, вскоре превратился в Вайнахскую демократическую партию. Одним из основателей партии был Зелимхан Яндарбиев, будущий идеолог, вице-президент и и. о. президента республики Ичкерия, представитель ЧРИ в Талибане и Москве. Он руководил обороной Грозного в 1995 году, и под его же руководством происходила оборона Грозного в 1996-м. В том же 1996-м в конце мая он встречался с Ельциным в Москве, где отказался садиться согласно протоколу и заставил Ельцина сесть напротив себя. Ельцин отыгрался на следующий день: пока Яндарбиев и часть чеченской элиты находились в Москве, он прилетел в Чечню, наградил солдат, и объявил, что война окончена победой. Это был предвыборный фарс (президентские выборы были назначены на июль) — даже до Хасавюртовских соглашений, которыми закончился только первый период войны, оставалось ещё несколько месяцев, во время которых случился штурм боевиками Грозного, Гудермеса, авиаудары с российской стороны, теракт в Нальчике.
Но вернемся в начало девяностых. Вайнахская демократическая партия открывала ячейки по всей Чечне, организовала информационную поддержку и формировала первые боевые отряды. В ранней ВДП можно выделить Мовлади Удугова (нет официальных данных, состоял ли он официально в ВДП, но близкий друг Яндарбиева, редактор газеты «Барт», точно сотрудничал с ВДП) — идеолог ЧРИ, любил общаться с российскими журналистами от имени чеченского народа и делал это достаточно успешно. Организовал в период между Первой и Второй чеченскими компаниями вещание канала «Кавказ», был главой информационно-аналитической службы Имарата Кавказ, основал информационный ресурс «Кавказ-центр», на котором публикуется и сам; в связи с событиями на Украине поддерживает официальный Киев.
На тот момент главой партийного руководства ЧИАССР являлся Доку Завгаев — этнический чеченец, чего нельзя было представить ранее. Вообще говоря, результатом тех достаточно мирных выступлений стало вхождение в руководство регионом местных кавказцев. Тейповая структура привела к тому, что борьба между чеченцами и нечеченцами превратилась в борьбу между кланами за кусок пирога. Надо отметить, что система тейпов устроена достаточно сложно, в частности, Доку Завгаев был выходцем из тейпа Мулкой и старался всячески улучшить положение своих родственников. Уже тогда формировалась оппозиция Завгаеву. Тогда же начинается вытеснение из региона русских: увольнение с рабочих мест, рэкет, отказ принимать заявления с жалобами на чеченцев, рост этнических преступлений и работорговли русскими.
Летом 1990 года по инициативе национальных элит проводится Общенациональный конгресс чеченского народа (ОКЧН). Хотя он и был организован Завгаевым, на нем убедительное преимущество оказалось на стороне ВДП и других неформальных структур, группировавшихся вокруг ВДП. По итогам был организован Исполнительный комитет, который продолжил свою работу и после конгресса. Главой исполкома был назначен Джохар Дудаев, до этого не проживавший на территории Чечни. Предполагалось, что реальной властью он обладать не будет, и до следующего конгресса Дудаев исполнял исключительно ритуальную роль. Обратим внимание на биографию Дудаева. Он родился на территории ЧИАССР в апреле 1944 года, то есть когда ЧИАССР уже не было, после депортации. Оставались на этой территории только чеченцы-сотрудники НКВД или высшее партийное руководство. Однако информации о родителях Дудаева нет. Нет информации и о том, как Дудаев поступил в военный вуз, и это притом, что чеченцев даже на службу в армию не брали.
На всё том же конгрессе была провозглашена независимость республики, запрет занимать государственные должности лицам нечеченского происхождения, национализация. 27 ноября обком КПСС издает декларацию о суверенитете Чечено-Ингушской республики, тем самым узаконив решение ОКЧН. Это был тот случай, когда официальная власть уже потеряла управление ситуацией, но, стремясь сохранить видимость контроля, представляла решения националистов как свои. В целом же представители власти в то время старательно делали вид, что всё в порядке. Ельцин посетил Чечено-Ингушскую республику в 1991 году в ходе своей первой предвыборной кампании, довольно улыбался, гарантировал независимость.
Дальше события развивались стремительно. Май—июнь 1991 года: проходит второй Общенациональный конгресс чеченского народа. Джохар Дудаев выступает лидером ОКЧН. Принято решение, что Чечня не входит более ни в СССР, ни в РСФСР. Дудаева назначают председателем исполкома, официальное руководство признается нелегитимным. В период 18–21 августа произошел августовский путч, Дудаев, в отличие от администрации Завгаева, открыто выступает против ГКЧП. То ли в качестве благодарности за это, то ли в поисках поддержки региональных элит, но Завгаеву из Москвы ясно сказали, что в случае возникновения каких-либо конфликтов с ОКЧН решать их придется мирно и на силовую помощь из Москвы рассчитывать не стоит. Третий конгресс ОКЧН прошел в начале сентября, после чего администрация Завгаева была признана нелегитимной, её решения недействительными; начались стихийные митинги, ВДП и исполком ОКЧН вооружили своих соратников и сформировали Национальную гвардию. 6 сентября — штурм нацгвардией Верховного Совета ЧИР, предлог — поддержка ГКЧП; депутаты официальной администрации избиваются и буквально выкидываются из здания Верховного Совета. 10 сентября прибывает комиссия из Москвы, проводится последнее заседание ВС ЧИР, здание окружено нацгвардейцами, депутаты принимают решение сложить полномочия с Завгаева, распускают обком республики и образуют Временный высший совет. Часть ВВС, однако, проявляет лояльность чеченским националистам: подводит законодательную базу под деятельность исполкома ОКЧН с Дудаевым во главе, делит Чечено-Ингушскую АССР на республику Чечня и республику Ингушетия; когда часть ВВС выступает против этих решений, исполком ОКЧН разгоняет ВВС. ОКЧН назначает на 27 октября выборы президента республики Чечня. Очередная комиссия из Москвы в очередной раз пытается договориться с чеченскими националистами в лице Дудаева, но безуспешно. Москвой ВВС признается единственным легитимным органом в регионе, а 24 октября объявляет предстоящие выборы незаконными. В ответ ОКЧН объявляет всеобщую мобилизацию и проводит 27 октября выборы, на которых побеждает Джохар Дудаев. Процедура выборов была весьма своеобразной: у голосующих могли не спрашивать документы, все средства коммуникации контролировались ОКЧН, все оппозиционные Дудаеву кандидаты были объявлены врагами чеченского народа, границы региона ещё не были установлены после разделения ЧИАССР и так далее. 1 ноября Дудаев провозгласил независимость республики. 8 ноября Ельцин вводит режим ЧП в регионе и вся имеющаяся оппозиция режиму Дудаева переходит на сторону националистов, потому как решение Ельцина воспринималось исключительно как вмешательство в дела независимой республики.
Так в Чечне начинается трехлетний период довоенного правления Джохара Дудаева.