Доллар 84, евро 91, в обменниках паника — там местами кончилась иностранная валюта.
Песков: «Я не употреблял бы слово „обвал“. Курс действительно меняется, курс волатилен, но это далеко не обвал».
Костин в Давосе: «На уровень 60 рублей он [рубль] никогда не вернется. Мне кажется, шока уже нету, поскольку в определенной степени уже и рынки, и население допускают такую возможность».
Песков: «Нет оснований полагать, что у Центробанка отсутствуют какие-либо сценарии, призванные избежать действительно обвальных изменений».
В принципе, это можно воспринимать как угрозу. «Обвал? Какой обвал? Это, ребята, не обвал и даже не шок. Это вы еще обвала не видели. Можем показать. Алло, Эльвира? Ну-ка покажи им, как настоящий обвал выглядит. Распустились, понимаешь, давно нормального обвала не было…»
Bank of America на днях опубликовал сценарий с долларом по 210. Столько вряд ли будет, но цифра красивая. Веселье понемногу усугубляется, в воздухе начинает чувствоваться атмосфера приключений — митинги пенсионеров, протесты дальнобойщиков, вчера валютные заемщики приковали себя наручниками в офисе московского банка. До шахтеров с касками пока не дошло, но обязательно дойдет. В наро-фоминской электричке какие-то парни с битами избили кавказца. В Российскую Федерацию возвращается легендарный дух девяносто пятого.
Но это ничего. Есть антикризисные меры. Ольга Голодец сообщает, что новый антикризисный план будет готов на следующей неделе. Глава думского комитета по экономической политике Алексей Аксаков заявил, что к концу февраля нефть обязательно вырастет до сорока долларов за баррель.
Другие антикризисные опции (кроме «сидеть и надеяться, что нефть подорожает»):
— Посадить курс доллара за экстремизм и оскорбление чувств верующих
— Обвинить цену на нефть в работе на иностранные спецслужбы
— Попросить Рамзана Кадырова затравить экономические показатели собаками
— Объяснить евро, что наши предки вместе победили фашизм, поэтому расти до ста нельзя
— Запретить упоминать в СМИ национальность иностранной валюты
Рубль — пятая колонна. Че он, не понимает, с кем дело имеет? Серьезные люди тут — олигархи, силовики. Рубль, кто твоя крыша? Рубль, кому звонить, с кем решать вопросы?
И тут внезапно выясняется, что с экономическим кризисом такие приемы не проходят — экономический кризис нельзя отвезти в лес поговорить или заклясть по телевизору. Собственно, главная-то проблема Российской Федерации вот: ей по принципу fake it till you make it управляют люди, которые вообще не могут управлять государством, тем более таким. Профиль российских федеральных «политиков», «экономистов» и «дипломатов» — полукриминальный бизнес девяностых, из которого они все вышли. Полукриминальный бизнес получается у них хорошо, все остальное — не очень.
Ну и полное отсутствие идей, конечно. Полтора десятилетия дорогой нефти и власть над огромной европейской страной постсоветские люди потратили на халупу у моря, туфли лубутены для жены и наградной золотой батон — то есть все произошло буквально как в анекдоте про цыгана, которого сделали царем, а он украл сто рублей и сбежал. Тут дело-то даже не в отсутствии патриотизма — дело в полном отсутствии воображения.
Путин: «Падение рубля открывает возможности для бизнеса».
Ага.
Мораль: мы долго обещали, что нефтяная экономика улетит в трубу, и она, наконец, улетела (на самом деле, только ленивый этого не обещал). Дуб — дерево, олень — животное, зависимость от нефтяных сверхдоходов заканчивается плохо. Даже если доллар сейчас отскочит, как раньше не будет уже никогда.
Дальше будет либо бедно, но чисто, либо грязно, но весело.