Эрдоган, выступая в провинции Эскишехир, призвал турчанок рожать больше. Правда, не в самой Турции, где и так хватает народу, да и бюджет на социалку не резиновый, а в странах ЕС.
Эрдоган призвал турок-эмигрантов воспринимать новое место жительства как свою родину. В речи он наметил главные направления новой турецкой экспансии — турки должны делать бизнес, рожать как можно больше детей (чтобы в странах ЕС было как можно больше граждан-турок) и всем своим видом показывать, что быть турком хорошо и молодежно. Турки должны быть умными, образованными, красивыми. Носить дорогую одежду, ужинать в дорогих ресторанах и ездить на дорогих машинах. Эрдоган назвал турок «будущим Европы».
Собственно, у турок есть национальное государство. Неважно, кто ты — либерал или полубезумный исламист, насаждающий духовность — если ты турецкий политик, национальные интересы турок для тебя превыше всего. Рожать надо не для того, чтобы рожать, не для улучшения статистики, а для того, чтобы в каждой стране не особо дружественного ЕС была крупная, богатая и активная турецкая диаспора. Чтобы через 15–20 лет ни один европейский политик не мог рискнуть ссориться с Турцией просто потому, что дома у него есть орда турецких избирателей, которые могут и машины на улицах пожечь, и на выборах прокатить. Можно по-разному относиться к взглядам Эрдогана (ладно, хорошо к ним относиться тяжело), но нельзя не признать, что он прагматик. Пошли конфликты с ЕС? Включаем работу с диаспорой на полную!
«Наша атомная бомба — это матки арабских женщин!» — как говорил незабвенный Ясир Арафат. «А наша атомная бомба — это я, Милонов и патриарх», — отвечает ему депутат Мизулина, в апреле прошлого года предложившая запретить обучение в высших учебных заведениях для нерожавших женщин.
Короче, даже до турок доходит огромная роль зарубежной диаспоры во внешней и внутренней политике: Германия четвёртый по важности избирательный округ, куда турецкие политики ездят агитировать, как к себе домой (вызывая у местных властей понятную ненависть). Сравним с Российской Федерацией, которая даже крупное русское меньшинство в Прибалтике предоставила самому себе; об Украине и говорить нечего.
— 18 марта 2016 года Меркель и Эрдоган заключили «сделку по беженцам» — турки соглашаются, что все беженцы, прибывшие в ЕС через Турцию, могут быть депортированы обратно в Турцию, а взамен получают шесть миллиардов евро и обещание безвиза.
— 12 марта 2017 года Голландия не пускает в страну турецких министров, прилетевших агитировать местных турок перед важным для Эрдогана референдумом. Турецкая диаспора выходит на улицы, митингующих жестоко разгоняет полиция. Эрдоган в ответ заявляет, что голландцы «натравили на его народ собак и лошадей», а Голландию объявляет «последним осколком нацизма в Европе».
— 15 марта 2017 года турецкий министр по делам ЕС Омер Челик и вице-премьер Нумар Куртулмуш заявили, что не видят смысла и дальше придерживаться соглашения с ЕС по беженцам: безвиз не дают, признают геноцид армян, въезд министрам запрещают. Деньги, правда, уже взяли — ну так с «недобитыми нацистами» какие расчеты.