Сначала пара слов про банк «Пересвет». Он был основан в 1992 году как Эскпобанк, а уже в 1993-м РПЦ выкупила там 44% акций, переименовав Эскпобанк в «Пересвет». Инициатором сделки выступил Кирилл (тогда ещё митрополит), который возглавлял отдел внешних церковных связей. Банк содействовал деятельности коммерческих компаний, связанных с РПЦ (знаменитая льготная торговля сигаретами, например, или вода «Святой Источник»), в 1994 году кредитовал на 150 миллионов долларов освоение алмазного месторождения в Архангельской области (надеемся, что копали портал в ад для битвы с легионами Сатаны).
Когда Кирилл стал патриархом, церковь выкупила еще пять процентов акций, доведя свой пакет практически до контрольного 49,99%. Кирилл совет директоров банка покинул, а его место занял патриарший викарий Тихон. Впрочем, сама церковь деньги в «Пересвете» практически не хранила, доля церковных средств в капитале составляла около 4,5%. В основном там лежали деньги госкорпораций, как правило энергетических (18,6%). Банк финансировал очень мутный венчурный фонд «Сибинвест», который часто обвиняли в нецелевом и неэффективном расходовании средств. В «Пересвете» держало деньги «Роснано» («Роснано» потом обвинит православных банкиров в пособничестве хищению 90 миллионов долларов). «Пересвет» кредитовал одного из организаторов блокады Крыма Ленура Ислямова (на 52 миллиарда рублей). Кроме того, банк не единожды попадал в нехорошие скандалы с выдачей высокорисковых кредитов фирмам-однодневкам. В общем, богатая и увлекательная история. В прошлом году она закончилась. 21 октября из-за финансовых проблем в банке ввели временную администрацию, государство начало спасать деньги госкомпаний.
Со спасением, правда, повезло не всем. Проблемы «Пересвета» похоронили банковскую систему Татарстана. Лицензии отозвали у трех банков, в том числе и у крупнейшего банка региона, Татфондбанка, который хранил в облигациях «Пересвета» 15% своего капитала и играл ключевую роль процессингового центра для десятков банков поменьше. Государственных денег там не лежало, а сто миллиардов рублей денег населения не жалко. Чай не киргизы, зачем им деньги? Так что санировать Татфондбанк, в отличие от «Пересвета», не будут. А санация «Пересвета» обойдется в 160 миллиардов рублей и станет самой дорогой в российской истории.
Сегодня временная администрация банка обнаружила, что за несколько дней до введения банка в ее управление из кассы пропало 780 миллионов рублей, пятьдесят миллионов долларов и двадцать пять миллионов евро. Деньги выдали «под честное слово» (серьёзно, так и сказали). Кому — неизвестно, где они — неизвестно. Очень православно, очень по-христиански. Впрочем, некоторые эксперты сомневаются в том, что это было именно хищение, а не попытка скрыть дыру в отчетности.
Комментариев от РПЦ пока не поступало. Но это потому, что у Церкви есть более насущные проблемы, чем крах её банка: патриархат озаботился запретом «Симпсонов», для начала подняв рейтинг с 16+ до 18+. Иеромонах Макарий считает, что популярность «Симпсонов» строится на уродстве героев, а это, в свою очередь, размывает духовно-нравственные ценности молодежи. В отличие — не можем не добавить — от хищения 5 миллиардов рублей.
Чтобы нас опять не обвиняли в том, что мы огульно охаиваем православие, вот рассказ о том, как мутные банковские схемы реализуют католики (спойлер: куда успешнее).
Как церковь с украинцами дружит
«Царь, проснись». Почему в РФ не надо трогать православие