Адыгейские художники сожгли гараж вместо «Гаража»

Адыгейская леворадикальная художественная группа «Шыпкъэм икIальэхэр» сожгла гараж в поселке Энем. Нет, там не находился конкурирующий подпольный завод по производству настойки боярышника. Это был перфоманс, современное адыгейское социальное искусство. Протестный перфоманс: в московском центре современного искусства «Гараж» нет представительства республики Адыгея.

Редакция «Спутника» выражает полную поддержку своим адыгским братьям. Мы тоже возмущены подобным шовинизмом со стороны «Гаража». Всем известны адыгские импрессионисты и супрематисты, по всему миру гремит адыгский акционизм. Поговаривают, что Кандинский — адыг. И Пикассо — адыг. Но они адыги не совсем правильные, оторванные от корней и традиционной культуры Северного Кавказа. Ребята из «Шыпкъэм икIальэхэр» любого Пикассо заткнут за пояс, потому что они чистокровные. Ну а мы пока ушли запускать спутник и устраивать погром, протестуя против отсутствия в «Гараже» персонального зала славы наших дизайнеров.

Впрочем, нам вряд ли удастся сопроводить акцию настолько мощным манифестом, как у «Шыпкъэм икIальэхэр». Несколько цитат:

Да, возможно адыгейское искусство слишком дикое, слишком неистовое, слишком сложное для колонизаторской политики «Гаража». Но на выставке представлены художники из десятка регионов — даже из коловратного Крыма. В этой ситуации игнорирование адыгейского художественного ландшафта представляется вопиющим лицемерием.

В ходе акции художники написали на стене сожженного гаража «Гройс, сыд уфэд?». Нет, это не древнее проклятие на арамейском и не ритуал вызова голема. Это обращение к искусствоведу и философу Борису Гройсу, которого художники, видимо, считают главным гонителем дикого и неистового адыгского искусства.

Пепел сожженного гаража они обещают отправить в Москву, а если «Гараж» проигнорирует их акцию, то художники собираются посетить столицу самостоятельно и решить все проблемы. Советуем Борису Гройсу и всем причастным к принятию решений в «Гараже» обратить внимание на проблемы адыгов. Люди серьёзные, дикие, неистовые.

Гройс, сыд уфэд?

Если у вас тоже колонизаторская политика в отношении современного адыгского искусства, почитайте про современное русское искусство здесь

Бродович: как белогвардеец создал современный графический дизайн