Министр финансов рапортует о состоянии федеральной экономики: денег нет, и это хорошо

Министр финансов РФ Антон Силуанов рассказал о проблемах федеральной экономики. Если вкратце — все плохо. Но так плохо, что уже становится хорошо. В частности, Силуанов рад скорбному состоянию федерального бюджета. Министр воспринимает это не как трагедию, а как вызов. Похвально! В целом Силуанов говорит очень правильные вещи: надо, мол, тратить деньги рационально, не обращая внимания на то, что многие называют это скупостью; что недостаток средств в казне вынуждает правительство искать новые решения, в целом действовать активнее, рассматривать множество вариантов государственных программ, позволяющих вписаться в имеющиеся бюджеты. Вот только примеры этих самых новых решений он приводит очень безрадостные. Зато очень федеральные.

Вот, говорит нам господин Силуанов, вызвало беспокойство у Рамзана Ахматовича снижение уровня федеральных дотаций. Встретились, обсудили, подняли уровень дотаций. Умеем крутиться! Умеем работать в условиях ограниченных бюджетов! В чем, говорите, экономия? Так мы чуть-чуть меньше дали Рамзану Ахматовичу, чем он просил.

Не будем спорить с господином Силуановым о благости бюджетного дефицита, в конце концов многие экономисты с ним солидарны и могут привести множество примеров, когда бюджетный дефицит толкал вперед экономический рост (впрочем, их противники могут привести и множество обратных примеров). Нас больше интересуют другие вещи.

Почему политика рациональных трат в условиях ограниченного бюджета это чуть-чуть меньше дотаций Кавказу? У Рамзана Ахматовича, верного пехотинца Путина, в конце концов есть дети-миллионеры. Неужели он не может войти в бедственное положение Владимира Владимировича и попросить у своих отпрысков продотировать Чечню из своего кармана? Устроить такой вот разовый закят в рамках возрождаемой исламской духовности.

Почему после десяти лет нефтяных сверхдоходов мы сейчас пришли к риторике «денег нет, но это ничего»? Все-таки эффективная работа в условиях ограниченного бюджета подразумевает наличие какого-никакого плана и уровень интеллекта выше среднего. Если федеральное правительство не смогло даже выполнять такие простые действия, как копить деньги и не воровать накопленное, то есть серьезные сомнения в его способности выполнять более сложные задачи.

Что можно устроить в стране при наличии нефтяных сверходоходов, если не отправлять эти сверхдоходы в Лондон?