Пять аксиом наступательного реализма (перевод основных постулатов Дж. Миршаймера)

offensive-realism

Редакция «Спутника и Погрома» писала, что стоит на позициях реализма в международных отношениях. Такого рода взгляд на мировую политику близок и мне, но, к сожалению, русская интеллектуальная среда мало знакома с современным реализмом. Так, главная работа одного из лучших реалистов современности Джона Миршаймера — «The Tragedy of Great Power Politics» — на русский не переведена, поэтому я решил помочь самообразованию своих соотечественников переводом главы о 5 аксиомах («bedrock assumptions»), которые лежат в основе теории наступательного реализма. Я думаю, что именно аксиомы Миршаймера достойны обсуждения, поскольку, на мой взгляд, система международного взаимодействия, описанная чикагским профессором, просто и понятно вытекает из этих начальных постулатов (хотя некоторые критики-реалисты со мною тут не согласятся).

mich01

Первая аксиома: в международных отношениях царит анархия, что, однако, не означает, что международная система находится в состоянии хаоса или беспорядка. Можно подумать, что анархия синонимична хаосу, поскольку реализм описывает мир, несущий на себе печать бесконечной конкуренции и войны. Само по себе, однако, представление реалистов об анархии не имеет ничего общего с понятием конфликта. Анархия — это просто способ описания порядка системы, которая состоит из независимых государств, над которыми нет никакой высшей власти. Иными словами, суверенитетом наделены именно государства, поскольку над ними нет никакого правящего органа в системе международных отношений. Нет правительства правительств.

mich02

Вторая аксиома: великие державы обладают некоторым наступательным арсеналом, который позволяет им наносить урон и, возможно, даже уничтожать друг друга. Все государства потенциально опасны друг для друга, хотя, конечно, некоторые имеют в распоряжении больше военной мощи и поэтому опаснее остальных. Военная мощь государства обыкновенно определяется вооружением, которым оно обладает, но даже если бы оружия и вовсе не существовало, жители любого государства могли бы атаковать жителей соседнего своими руками и ногами. В конце концов, на каждую шею найдётся пара рук, способных эту шею раздавить.

mich03

Третья аксиома: никакое государство не может быть уверено в намерениях соседей. Точнее говоря, никакое государство не может быть уверено, что соседнее государство никогда не будет использовать свой наступательный потенциал против него. Это не значит, что у государств непременно враждебные намерения по отношению друг к другу. На самом деле может так случиться, что все государства, составляющие международную систему, будут обладать исключительно благими намерениями. Но ни одно из государств не может быть в этом уверено, поскольку невозможно предсказывать намерения других со 100-процентною точностью. Для агрессии есть множество причин, и никакое государство не может быть уверено, что ни одна другая страна не черпает мотивацию для своих действий от одной из этих причин. Более того, намерения изменчивы, поэтому намерения государств могут быть благими в один день и враждебными на следующий. Намерения неопределённы, поэтому государства никогда не могут быть уверенны в том, что к наступательным возможностям других государств не прилагаются враждебные намерения.

mich04

Четвёртая аксиома: выживание — первейшая цель великих держав. Это означает, что государства стремятся защитить свою территориальную целостность и независимость своего внутреннего политического порядка от внешнего вмешательства. Стремление выжить господствует над другими мотивами государственного действия, поскольку, будучи завоёванною, никакая держава не будет в состоянии стремиться к другим своим целям. Советский вождь Иосиф Сталин отлично выразил эту мысль в 1927 году: «Мы можем и должны построить социализм. Однако для того, чтобы этого достичь, мы должны, по крайней мере, быть». Государства могут преследовать и другие цели, но обеспечение собственной безопасности — их главная задача.

mich05

Пятая аксиома: великие державы — рациональны. Они разумно судят о своём окружении и мыслят стратегически о том, как выжить в нём. В частности каждое государство включает в свои расчёты предпочтения других держав, их возможную реакцию, а также то, как взаимодействие других держав скажется на его собственной стратегии. Кроме того, государства рассматривают как немедленные, так и отдалённые последствия своих действий.

Стоит подчеркнуть, что из каждой отдельной аксиомы не следует, что великие державы должны быть агрессивны друг к другу. Безусловно, некоторые из них могут иметь враждебные намерения по отношению к другим, однако единственная аксиома, касающаяся мотивов государств, говорит лишь об их стремлении выжить, что само по себе — цель довольно безобидная. Тем не менее, в сочетании эти пять аксиом создают систему, в которой у великих держав есть стимул мыслить и действовать агрессивно в отношении друг друга. В частности вырисовываются три вездесущих мотива поведения государств: страх, самопомощь и максимизация собственного могущества.

Также читайте наш большой эксклюзивный перевод другого исследования Миршаймера «Закадычные друзья: национализм и реализм»