«Мондрагон»: как создать эффективное и успешное национальное бизнес-объединение

«Опыт не переводят, его изобретают заново»
— Паулу Фрейре

Одной из причин появления «Спутника» было желание собрать всех добрых людей в одном месте для того, чтобы они вместе сделали что-нибудь очень конструктивное и дали русскому народу политическую и культурную субъектность, положив конец его прозябанию. Одним из ключевых элементов этой субъектности являются деньги. Откуда их взять? А давайте посмотрим на басков и их объединение «Мондрагон».

mondragonc
 

В начале славных дел

Благодаря природным преградам испанская Страна Басков всегда развивалась достаточно независимо, но в то же время была включена в экономическую жизнь страны: возле городка Мондрагон делалась сталь для знаменитых толедских клинков, наводивших страх на врагов Испании, в побережных городах строились корабли, которым предстояло отправиться на завоевание Нового Света. Бойцовский нрав этого народа в сочетании с трудолюбием обеспечили им автономию внутри Испании при достаточно широком участии в экономике Испании и её империи. Уже к началу XX века Страна Басков имела достаточно развитую систему профессиональных объединений, выросших из средневековых гильдий.

В годы Гражданской войны баски, как и многие национальные меньшинства, приняли сторону коммунистов (хотя немало басков сражалось и на стороне Франко), за что поплатились позже: до 1968-го года использование баскского языка было запрещено, да и в остальных сферах центральное правительство последовательно проводило политику ассимиляции. Трудящихся по всей стране давили достаточно жёстко: профсоюзы и забастовки были запрещены, размер заработной платы устанавливало Министерство труда. Коллективные прошения разрешили только в 1958-м, когда на предприятиях позволили создавать jurado de empresa (исп. «жюри компании»), консультативные органы, председателя которых выбирало руководство предприятия. Но тут мы немного забегаем вперёд.

mon02

Когда в 1940-х годах были заложены основы «Мондрагона» (названного так в честь города, где была штаб-квартира объединения), выбор города Мондрагона в качестве базы был совсем неочевиден. Не такой уж и густонаселённый (чуть больше 8 тысяч жителей в 1940-м), находившийся довольно далеко от главных центров экономической активности региона (до Бильбао — 50 километров, до Сан Себастьяна — 100 километров), полагавшийся в своём снабжении на очень плохие дороги (железная дорога там была закрыта в 1965-м), имевший доступ к испанскому внутреннему рынку через город Виторию (находящийся в 25 километрах, путь к нему проходит через горы). А что ещё хуже, в городе доминировали социалистические настроения и даже до Гражданской войны там регулярно происходили столкновения на классовой почве. Однако отец Хосе Мария Аризмендариетта решил иначе.

«Дон Хосе», как его позднее стали называть в Стране Басков (всех священников и чиновников там называют «дон»), родился в 1915-м году в семье фермера, в деревне Маркина, что в 50 километрах от Мондрагона. Хотя он был старшим сыном в семье (а значит, должен был унаследовать состояние и обязанности отца), в 12 лет он выбрал церковную карьеру и поступил в семинарию. Однако, хоть и «нет в христианстве ни эллина, ни иудея», дон Хосе стал баскским националистом и проявлял большой интерес к баскской культуре и истории. В годы Гражданской войны он не смог участвовать в ней как солдат (из-за несчастного случая, имевшего место в детстве, он был слеп на левый глаз), но выступал как журналист и писал довольно объективные и пессимистичные сводки о состоянии дел, общая суть которых сводилась к тому, что «войну выиграют капиталисты и военные, как бы вы тут ни старались». Дальнейшие события показали, что он был прав. В 1937-м дон Хосе сдался властям. Потом начались странности.

По официальной версии, он избежал расстрела, когда соврал, что был солдатом (!), благодаря чему его судили как военнопленного (!!), в то время как его коллега-журналист был расстрелян (!!!) как идеологически опасный тип. Но есть документ, на котором его имя внесено в расстрельные списки, и есть легенда, согласно которой, его от смерти спасла бюрократическая неразбериха. Вообще это несколько выходит за рамки нашей истории, но так как не хотелось бы оставлять такие прорехи в повествовании, разъясним этот вопрос.

В годы Гражданской войны в Испании католическая церковь заняла вполне определённую позицию, поддержав франкистов, что и обеспечило банкротство левой идеи в глазах басков, ярых католиков. Тот факт, что Аризмендариетта не был расстрелян, может говорить лишь о том, что он изначально работал на церковь/фалангистов как агент влияния в стане республиканцев. В противном случае если бы его не расстреляли, то совершенно точно лишили бы сана. Особенно странно его судьба смотрится на фоне сотен расстрелянных и заключённых баскских священников, которым сотрудничество с республиканцами не простили.

Но, как бы то ни было, после крайне непродолжительного заключения (1 месяц) и освобождения дон Хосе совершенно спокойно продолжил своё обучение, стал священником и в 1941-м году был отправлен своим церковным руководством в Мондрагон в качестве советника местного отделения социальной католической организации «Accion Catolica». Там он поначалу никак не впечатлил местных жителей (его считали скучным и неопытным пастором), но он упорно продолжал работать с местным населением через решение его повседневных проблем. В числе его первых достижений: реорганизация работы двух местных благотворительных церковных организаций, дон Хосе помог построить спортплощадку и основать местный футбольный клуб, на его счету и открытие медицинской клиники. Все эти социальные начинания обеспечили крепкую социальную базу для основания корпорации «Мондрагон»: так дон Хосе повысил свою узнаваемость среди граждан и завоевал их уважение. Вскоре пришло время для более серьёзных действий.

mon01

Хосе Мария Аризмендариетта

Чтобы выстроить материальную основу для баскского национального движения, он решил создать школу, где молодых людей в возрасте от 14 до 16 лет обучали бы ремеслам и навыкам, необходимым для работы в промышленности. Деньги и персонал для организации школы набирали «краудфаундинговым» путём: на главной площади был установлен ящик, куда любой житель мог скинуть бумажку со своим именем и адресом проживания, а также указать, как именно он может помочь в деле создания учебного заведения (как строитель, учитель или просто пожертвовать деньги). Откликнулись 600 человек (или 15% взрослого населения Мондрагона), затею поддержал почти весь малый и средний бизнес, и общими усилиями в 1943-м школа была создана (в первом наборе обучались 20 юношей).

Для того чтобы руководить этой школой (а также создавать другие школы и координировать их работу), была создана Лига за образование и культуру. В первые десятилетия после победы Франко любая инициатива снизу встречалась с большим подозрением и вполне могла быть зарублена. Но, как католический священник, дон Хосе был достаточно образован и сумел, опираясь на один закон XIX века, вполне легально зарегистрировать эту организацию в 1948-м году. Все члены Лиги делились на 4 категории: те, кто просто хотел вступить; те, кто готов был жертвовать деньгами и временем (например, учить); те, кто готов был платить ежегодные взносы в размере 1000 песет ($89 в ценах 1948-го); почётные члены (местные чиновники, они по закону обязаны были состоять в любой ассоциации). Каждая из четырёх групп поставляла 10 представителей в генеральное собрание Лиги, там избирался совет директоров школы из 14 человек (6 обычно были представителями 6 предприятий, вложившихся в создание школы, и один был мэром Мондрагона). Школа уже официально называлась «Escuela Politecnica Profesional» и была вполне легальным учебным заведением.

Первые 11 выпускников после окончания школы пошли учиться на инженеров и к середине 1950-х годов были вполне состоявшимися и успешными людьми. К этому моменту у дона Хосе созрела идея создания предприятия. Он и его птенцы были уже хорошо известны среди басков, и за относительно небольшой срок они смогли собрать в форме займов солидную сумму в размере 11 миллионов песет ($361 тысяча в ценах 1955-го). На эти деньги они выкупили обанкротившееся предприятие по производству электрических и других изделий для домашнего хозяйства. Первый кооператив, «Ульгор» (названный так по фамилиям пятёрки основателей: Усаторре, Ларранага, Горроногоития, Ормехея и Оррубай), был основан 12 ноября 1956-го года, и именно этот день считается днём рождения корпорации «Мондрагон».

mon03

Здание школы и некоторые из выпускников

 

Операции с кооперацией

Как вы уже поняли, дон Хосе и его последователи ходили по очень тонкому льду. Дело происходило в Испании эпохи фалангистов, они обладали всеми необходимыми характеристиками, чтобы угодить в тюрьму: баски, рабочее прошлое, намерение организовать трудящихся в нечто большее, чем команда по футболу. Однако созданный кооператив (и сотня кооперативов, появившихся в последующие годы) не был профсоюзом.

Управляющий совет кооператива (junta rectora) избирается всеми работниками кооператива (один человек — один голос; срок исполнения обязанностей — четыре года), у менеджера большая власть, но он не имеет права голоса при голосовании и при принятии решений часто консультируется с главами отделов. В принципе это было и остаётся частнокапиталистическим предприятием, принадлежащим тем, кто в нём работает.

Там могли быть и более низкая зарплата, и более продолжительный рабочий день, если того требовало руководство кооператива (по испанскому законодательству, член кооператива не является наёмным рабочим). Дон Хосе и основатели первого кооператива убедили всех сотрудников отдавать значительную часть зарплаты (около 20%) предприятию на R&D и прочие важные расходы. Трудились в новом кооперативе хорошо, продукция была конкурентоспособна (лучше всех в Испании того времени), поэтому очень быстро появились новые кооперативы.

Всего через несколько лет появилась нужда в создании кооперативного банка, который будет обслуживать членов кооператива на льготных условиях, а также проводить финансовые операции «Мондрагона». Что интересно, практически все руководители кооперативов были против этого решения (ввиду ряда организационных проблем), и дон Хосе подделал (!) их подписи — так в сентябре 1959-го появился «Caja Laboral» («Трудовой Банк»), впоследствии ставший одним из наиболее успешных финансовых учреждений в Испании.

В 1964-м было уже четыре кооператива и все они занимались сложной бытовой электротехникой, причём к этому моменту они обладали достаточными финансовыми средствами, чтобы приобретать патенты и технологии за пределами Испании (в том числе в Бельгии и ФРГ). В этом году, накопив знаний, денег и компетенций, они создали кооперативы, занимающиеся сложной промышленной техникой.

mon04

В день основания первого кооператива в 1956-м году там состояли всего 23 человека, за три десятилетия число кооперативов выросло до 103. Они демонстрировали завидную «волю к жизни» — только три из них было закрыто за этот период. Если в США только 20% компаний остаются на плаву в течение пяти лет, то у «Мондрагона» за всё время его существования лишь 3% предприятий были закрыты. Когда в 1985-м показатели безработицы в Стране Басков находились на уровне 26%, безработица среди членов «Мондрагона» составляла всего 0,6%.

Чем больше новых кооперативов появлялось, тем в большее количество отраслей проникал «Мондрагон». Показателен один пример: только в период 1940-1970 годов население самого Мондрагона увеличилось в три раза благодаря масштабной внутренней миграции внутри Испании (вызванной экономическими успехами корпорации), что вызвало спрос на доступное жильё. Так у корпорации появились строительные кооперативы: 5 кооперативов (1511 человек) в 1982-м, через два года их было уже 70. Потребительские кооперативы сначала не были приоритетом корпорации, но когда в 1970-х началось замедление роста промышленных кооперативов, сеть магазинов «Eroski» (появившаяся как объединение девяти потребительских кооперативов в 1968-м) превратилась в огромных размеров сеть супермаркетов всего за десять лет. Первый фермерский кооператив появился в Мондрагоне в далёком 1960-м — сегодня корпорация владеет обширными сельскохозяйственными угодьями.

Так как кооперативов много (на данный момент их около 110), группы кооперативов (от трёх до пяти) управляются генеральным советом, состоящим из руководства самих кооперативов. Генеральные советы определяют общую политику, проводят аудит, решают судьбу отдельных кооперативов и принимают решения о создании новых.

mon05

С 1965-го по 1975-й годы «Мондрагон» переживал сложный и важный период превращения из свободной федерации в, по сути, единую группу, в которой при необходимости можно было включить режим «вертикального управления», при этом все кооперативы постоянно обмениваются информацией и все знают, что происходит у коллег. Многие кооперативы напоминают подразделения: большая часть членов одного кооператива может спокойно перейти и создать новый кооператив, если в этом возникла необходимость.

 

После смерти Франко стало возможным достаточно открыто заниматься образованием молодёжи — уже к началу 1980-х «Мондрагон» управлял 36-ю школами, где обучаются 26 тысяч учеников и работают 1159 учителей. Выросло это, конечно, из сети образовательных кооперативов и читательских кружков, создаваемых при предприятиях. Там есть всё: курсы по уходу за детьми, баскский язык и культура, техническое и инженерное образование. Кстати, «Escuela Politecnica Profesional», где всё началось, к 1971-му стала единственным техническим училищем в Мондрагоне, и даже предприятия, не входившие в корпорацию, перестали спонсировать собственные курсы и начали отправлять людей на подготовку в школу, основанную доном Хосе. А само учебное заведение заметно «прибавило в весе», пристроив себе новые корпуса, библиотеки и спортзалы. В 1976-м году Министерство образования официально признало школу как политехнический институт.

mon06
 

Труд сделал из басков граждан

Сегодня «Мондрагон» — это 110 кооперативов, 80 тысяч работников в 27 странах, годовая выручка около $18 миллиардов, широкое присутствие в очень разных отраслях (промышленность, финансовые услуги, образование и розничная торговля). Правда, осенью прошлого года в ситуации финансового коллапса оказалось одно из старейших предприятий корпорации, «Fagor» (5,5 тысяч работников и $1,2 миллиарда долгов), но «Мондрагон» по-прежнему занимает первое место в экономике Страны Басков и восьмое в экономике всей Испании. Главное, конечно, не это. Корпорация заслуживает самого тщательного рассмотрения, а её опыт заслуживает того, чтобы быть воспроизведённым в России. Уроки его бесценны.

«Войны начинаются и заканчиваются, а жить нужно здесь и сейчас». Дон Хосе понимал, что начинать вооружённую борьбу за освобождение баскского народа бессмысленно: Испания большая и победить её не получится при всём желании. Выбор у него был невелик — легко было скатиться в фольклор и «цибульный национализм». Вместо этого он решил научить басков работать — можно без всякого преувеличения сказать, что ему баскский народ обязан появлением национального среднего класса. Культура, язык, национальная гордость — многого ли это стоит, когда приходится беспокоиться о куске хлеба? Зачем говорить на баскском, если это язык низов и маргиналов? Дон Хосе сделал баскский языком успешных и трудолюбивых людей, в результате из драчливого буйного народа (кстати, в генетическом и языковом плане чрезвычайно близкого к нашим кавказцам) получились такие «немцы, только испанские».

«Хорошими делами прославиться можно». Дон Хосе также понимал и важность работы с обществом: его социальные проекты обеспечили дальнейшую поддержку всем его начинаниям, без спортивной площадки и больницы просто не было бы «Ульгора» и других кооперативов.

«Трудовая этика превыше всего». Хотя корпорацию часто приводят в пример как образец защиты прав трудящихся, плюрализма и солидарности на предприятии, на самом деле это вполне себе частнокапиталистическое предприятие, где владение «распределено» между многими людьми. В этом кроется незаметное, на первый взгляд, но важное отличие кооперативов от профсоюзов: первые кровно заинтересованы в успешности предприятия (которое даёт им работу и деньги, только пока его продукция востребована и обладает высоким качеством), вторые существуют для торга с работодателем. Стоит отметить, что радикалы вроде ЭТА «Мондрагон» недолюбливали именно по этой причине: там совершенно отсутствовали левые настроения, в изобилии присутствующие среди мейнстримных баскских националистов. Сам дон Хосе профсоюзное движение недолюбливал. А прекрасное здравоохранение и высокие зарплаты для членов корпорации не появились сами по себе — это результат упорной работы.

mon07

«Любому хорошему начинанию нужна хорошая крыша». Аризмендариетта был католическим священником и, как мы поняли из его биографии, с очень хорошими связями и чрезвычайно образованный. Связи и образование — вот что необходимо любому честолюбивому националисту.

«Кооператив — значит постоянное сотрудничество». «Мондрагон» устроен так, что все кооперативы находятся в состоянии постоянного обмена информацией, технологиями и людьми. Конференции, стажировки, круглые столы, совместные праздники — пресловутый «командный дух» баски в своей «кооперативной корпорации» начали строить задолго до того, как это стало модным в Первом мире. Цель тут вполне понятная: все 80 тысяч «мондрагонцев» должны помнить, частью чего они являются.

«Знание — сила». Руководство корпорации с самого начала было озабочено образовательным вопросом: сегодня школы и кружки там находятся на самообеспечении, но все 1970-е они поглощали миллионы долларов, которые дон Хосе не жалел, поскольку прекрасно понимал, что вкладывается в будущее баскского народа. Важность этих школ и учебных заведений сегодня трудно переоценить: это настоящие бастионы баскской культуры и языка, которые благодаря своему высокому уровню (особенно в технических училищах) обеспечивают небольшому (и, откровенно говоря, приговорённому историей и географией к прозябанию) народу место в дивном новом мире XXI века. А без училища, созданного в 1943-м, сейчас не было бы ничего.

«Необязательно вмешиваться в политику, чтобы развивать реальность в правильном направлении». За почти 60 лет существования «Мондрагон» не выступал открыто на стороне политических партий, не вмешивался в выборы и вообще не делал ничего, кроме зарабатывания денег, продвижения своей продукции и баскской культуры.

«Трудящийся — часть паствы твоей и не дай ему заплутать». Хотя дона Хосе часто упрекали в социалистических мировоззрениях и даже называли «красным священником», по своим действиям он таковым не был. Напротив, все его действия были направлены на одно: приподнять пролетариат до уровня среднего класса и привить ему ценности этого среднего класса. Что «Мондрагон» с блеском и осуществил.

«У руля должен стоять человек, не боящийся принимать решения». Все мы за демократию, но иногда кто-то должен нести бремя принятия экстренных и важных решений — таким человеком и был дон Хосе. Вспомните, как он подделал подписи своих строптивых последователей, чтобы создать банк, который принёс выгоду всей корпорации и помог увеличить её возможности. Всякие спорные инициативы (вроде первых школ и финансирования культурной деятельности) также продавливал он — и в перспективе это возвращалось корпорации сторицей и увеличивало её влияние в регионе.

Сегодня невидимая империя «Мондрагона» покрывает всю Страну Басков и служит экономическим хребтом баскской политической нации. Несомненно, что «Мондрагон» успешно перейдет в постгосударственную эпоху и получит новое влияние и новые возможности по мере исчезновения классических национальных государств, став своеобразным баскским «ковчегом завета».

mon08

Успех «Мондрагона» должен быть тщательно изучен всеми русскими националистами.
 

Использованная литература (и список для дальнейшего чтения):

Making Mondragón: The Growth and Dynamics of the Worker Cooperative Complex

The Myth of Mondragon: Cooperatives, Politics, and Working-Class Life in a Basque Town

Industrial Democracy as Process: Participatory Action in the Fagor Cooperative Group of Mondragon

Mondragon: An Economic Analysis

Cooperation at Work: The Mondragon Experience