Еврейский экстремизм начал греметь на весь мир ещё задолго до становления государства Израиль. Всевозможные ультраправые группировки в Палестине сыграли большую роль в появлении независимого еврейского государства.
Исторически Палестина всегда находилась на периферии различных империй, под гнетом метрополии. В новозаветные времена это был Рим, ближе к нашему времени — Стамбул. Последней метрополией для Палестины оказался Лондон. Англичане со своей подмандатной территорией обращались неласково — вводили драконовские меры против еврейского населения (ограничивали продажу земли евреям), делали уступки арабским националистам, да и вообще опирались на более многочисленных мусульман. Но самый главный камень преткновения между евреями и Лондоном — жесткие квоты на еврейскую иммиграцию. По британской «Белой книге», опубликованной в мае 1939 года, въезд евреев в Палестину не мог превышать 10 тысяч человек в год. Документ этот появился из-за арабских восстаний — арабы-мусульмане выражали свое недовольство засильем евреев (если в 1922 году евреи населяли преимущественно Иерусалим и составляли 11% населения, то к 1947 году их было уже 1/3 населения). Суда с сотнями европейских евреев на борту, с трудом добравшихся до портов Хайфы, английские власти разворачивали в обратном направлении.
Карта передела территории Палестины с 1897 по 2012 год. Желтым отмечены палестинские территории, зеленым — израильские
Нужно отметить, что в 30-е годы еврейский вопрос в Германии решался путем выселения евреев в другие страны. Тогда сложился так называемый «Палестинский план» по высылке евреев в их «землю обетованную» — 500 тысяч немецких евреев собирались отправить в Палестину (в итоге уехали не более 50 тысяч). Цели еврейских активистов и Гитлера долгое время совпадали — в победе НСДАП на выборах германские сионисты увидели чуть ли не религиозное провидение, которое позволит евреям вернуться из изгнания и вернуть свое государство. Еврейская газета «Юдише рундшау», например, поддержала желание национал-социалистов решить еврейский вопрос. Однако план столкнулся со множеством трудностей. В основном — сами евреи просто не хотели ехать в ближневосточные пустоши, хотя бы даже религиозные лидеры и называли эту пустыню их отчим домом.
К тому же англичане устроили миграционную блокаду Палестины — жесткие квоты на въезд сохранялись до 1939 года. Чтобы обойти запрет на иммиграцию, сионисты создали еврейскую организацию «Моссад ле-Алия Бет». с 1938 по 1948 год она перевезла в Палестину более 70 тысяч евреев. Британцы в ответ ловили нелегалов и помещали их в специальные концлагеря на Кипре и Маврикии.
Именно эта блокада спровоцировала появление еврейских радикальных группировок, начавших вооруженную борьбу против британского мандата. Одной из таких групп была «Иргун Цвай Леуми» (с иврита — «национальная военная организация») — коротко «Эцель» или «Иргун». «Иргун Цвай Леуми» основали в 1931 году, и первоначально она занималась сугубо обороной еврейских поселений от арабов. После того как евреи начинают во множестве погибать в арабских погромах, организация переходит к тактике террора, не щадя даже мирное население. После появления упомянутой выше «Белой книги» «Иргун» переключается на подрывную деятельность против британских мандатных властей. Начало Второй мировой раскололо организацию на тех, кто продолжал считать главными противниками англичан (организация «Лехи» — «Лохамей Херут Исраэль», «Борцы за свободу Израиля») и тех, кто видел главную угрозу в нацистах — эти стали помогать англичанам (основная часть организации). Что касается «Лехи», то у неё имелась весьма интересная программа:
1. Организация декларировала общность целей с национал-социалистическим руководством (чистая от евреев Европа);
2. Говорила о необходимости сотрудничества с Новой Германией (активное участие в войне на её стороне, борьба с англичанами создание еврейских вооруженных cил);
3. Объявлялось стремление к окончательному решению еврейского вопроса через создание исторического еврейского государства, основанного на национальных и тоталитарных принципах — аванпоста германского Рейха на Ближнем Востоке.
Организация предприняла несколько попыток установить контакты с Германией и Италией, однако они не увенчались успехом. Лидер группы, еврей российского происхождения Абрахам Штерн, считал слухи об антиеврейской политике Гитлера ложью. С 1942 года «Лехи» переходит к активной террористической деятельности, начав с убийств стражей порядка. Среди самых ярких терактов — убийство британского министра по делам Ближнего Востока Уолтера Гиннесcа в 1944 году, убийство шведского спецпосланника ООН Фольке Бернадота в 1948-v. Террористические атаки «Лехи» и слухи об их попытках установить контакты с Гитлером заставили британские власти совместно с «Эцелом» и «Хагана» (подпольные вооруженные силы евреев в Палестине) выступить против организации. В феврале 1942-го Штерн был найден мертвым — его убили англичане.
«Пробританский» же «Иргун» отметился операцией (1941) в Ираке против пронацистского режима Рашида аль-Гайлани, где погиб предводитель организации Давид Разиэль. Однако когда положение европейского еврейства резко ухудшилось, а английские власти, несмотря на это продолжили политику «Белой книги», «Эцел» вновь ополчился на мандатные власти Палестины. Взрывались полицейские участки, мандатные департаменты, инфраструктура. «Иргун» нападал на склады и захватывал оружие и боеприпасы. Уже после окончания Второй мировой организация устраивала налеты на военные объекты, мосты, а также нефтяную артерию Киркук-Хайфа (25 мая 1945).
Откровенная антисионистская политика британских властей заставила объединиться до того разрозненные «Лехи», «Эцел» и «Хаган». 22 июля 1946 года произошел громкий теракт — взорвалось крыло гостиницы «Царь Давид» в Иерусалиме, где помещалась штаб-квартира мандатного правительства и командование британских военных сил. Британские власти, конечно, предпринимали ответные меры — депортации, аресты, казни — но национально-освободительный порыв оказался слишком силен. Для устрашения противников и воодушевления соратников организации использовали подпольную радиостанцию, газеты и листовки. На листовке «Иргун» изображалась карта Эрец-Исраэль (земли обетованной), на которой Трансиордания принадлежала Израилю — вопрос о её принадлежности был очередным камнем преткновения между еврейскими радикалами и Британией.
Разрушенное крыло гостиницы «Царь Давид» в Иерусалиме. В результате теракта 22 июля 1946 года погиб 91 человек, 46 были ранены
Еврейские вооруженные группировки отметились так называемой Резней в Дейр-Ясине в апреле 1948 года — тогда погибло несколько сотен мирных арабов. Несмотря на подобные эксцессы, боевые организации постепенно выходили из подполья и отказывались от террористической деятельности — великие державы постепенно меняли политику и брали курс на создание самостоятельного еврейского государства. В ноябре 1947-го появилась резолюция ООН о разделе Палестины. В мае 1948 года было провозглашено государство Израиль. Большая часть членов еврейских НВФ легализовалась. Они стали костяком Армии обороны Израиля — ЦАХАЛ. Этой армии предстояло защищать молодую еврейскую государственность от ополчившихся на неё арабов.
Эрец-Исраэль
После создания самостоятельного еврейского государства многие еврейские националисты успокоились и дерадикализировались, войдя в мирный общественно-политический процесс. Однако среди них все же оставались недовольные — в первую очередь активисты ультрарелигиозного направления. Их образ совершенного Израиля резко контрастировал с реальностью. Отметим, что еврейская самоидентификация теснейшим образом связана с иудаизмом (формально евреем может стать каждый, приняв Яхве и совершив ритуальное обрезание), и еврейские националисты чаще всего имеют совсем не светскую ориентацию.
Одной из первых экстремистских ультрарелигиозных организаций на территории Израиля стала «Брит ха-канаим» («Пакт фанатиков»), боровшаяся в 1950-1953 годах за установление в стране теократического государства («государство Галахи»; Галаха — еврейский религиозный закон). Костяк группы состоял из студентов религиозных учреждений Иерусалима (иешивы, где проходят обучение будущие раввины), прежде всего старейшего сефардского учреждения «Порат Иосеф». В организацию входили отнюдь не сумасшедшие маргиналы. Впоследствии многие члены группировки стали известными людьми — раввин Шломо Лоренц, депутат Кнессета с 33-летним стажем (с 1951 по 1984 год) и председатель финансового комитета еврейского парламента, раввин Мордехай Элияху, сефардский верховный раввин Израиля (1983-1993 гг.), духовный руководитель национально-религиозной партии страны и молодежного сионистского движения «Бней-Акива» и многие другие. Целью организации объявлялось внедрение (в том числе и насильственным путем) еврейских религиозных традиций в жизнь новообразованного государства.
В основном воинствующие ортодоксы направляли свой гнев против нарушающих Субботу. В январе 1951 года радикалы подожгли 13 машин в северном Иерусалиме — за вождение в шаббат. В феврале того же года террористы спалили 12 автомобилей и мясную лавку, продававшую некошерное мясо, а потом заминировали ресторан, работавший по субботам. Самым амбициозным планом организации стала атака на Кнессет, обсуждавший как раз в то время вопрос привлечения женщин в еврейские вооруженные силы. Однако агенты службы безопасности Израиля Шин-бет вовремя раскрыли заговор. Большую часть радикалов (порядка 35 человек) просто отпустили, четверо получили символические сроки (до года тюрьмы).
В те же годы действовала другая ортодоксальная группировка — «Царство Израиля». Группа известна в первую очередь терактами против советской и чехословацкой дипмиссий в ответ на антисемитскую политику этих стран (Дело врачей; процесс Сланского). В феврале 1953 года террористы заложили более 70 фунтов взрывчатки у советского посольства. Взрыв основательно повредил здание и ранил несколько сотрудников посольства и членов их семей. Советский Союз после этого инцидента разорвал отношения с Израилем. В мае 1953 года членов группировки арестовали при попытке взорвать израильское министерство образования. Они получили существенные сроки, однако через два года премьер-министр Бен-Гурион освободил их досрочно.
Помимо религиозных фанатиков, которые считают, что светский Израиль нужно преобразовать в теократическое государство, существует отдельная прослойка ультраортодоксальных евреев — эти само основание еврейского государства простыми смертными воспринимают как крамолу против многовековой еврейской традиции. По их мнению, истинное государство Израиль должно быть восстановлено самим Богом, который будет действовать через своего избранника-мессию — потомка Царя Давида. Он же должен начать постройку Третьего Храма, о котором будет сказано ниже. Любое другое еврейское государство для ультраортодоксов — эрзац-Исраэль, не достойный существования.
Самой известной организацией подобного толка является антисионистская «Наторей карта» («стражи города»). На практике её члены — это еврейский вариант российских «заукраинцев», только с религиозным уклоном. Объединение провозглашает невозможность суверенитета евреев над Землей Израиля до прихода еврейского Машиаха (мессии). А попытка установить этот суверенитет до прихода спасителя сурово наказывается Богом — в том числе холокостом, арабо-израильскими войнами и прочими бедствиями. Поэтому израильские власти в глазах активистов этой группы априори виноваты во всем — будь то столкновения с палестинцами (которых организация поддерживает), война с шиитскими радикалами в Ливане или же геополитическое противостояние с Ираном. Члены секты побывали даже на антисионистском симпозиуме в Тегеране, проводимом по инициативе Ахмадинежада. Они стараются разграничивать понятия «иудаизм» и «сионизм». По их мнению, ненависть арабов не должна распространяться на тех иудеев, «которые просто хотят мирно жить под властью мусульманского правительства в Палестине».
Антисионистский пикет «Натурей карта» в Лондоне во время Второй ливанской войны (июль 2006 г.)
«Наторей карта» возникла в 1935 году и в настоящее время насчитывает около 5 тысяч членов. Они располагают 4 основными синагогами в Иерусалиме, Лондоне и Нью-Йорке. Представитель организации Моше Гирш в свое время выступал советником Ясира Арафата (который участвовал в финансировании организации). Она установила тесные связи с Хезбаллой и ХАМАС, участвовала в попытках прорыва блокады Сектора Газа. Конечно, подобное маргинальное и антиизраильское поведение не остается без внимания и осуждается всеми ведущими общественно-политическими силами страны. Несмотря на это, «Наторей карта» обладает определенным авторитетом в ортодоксальных кругах Израиля и периодически проводит не только демонстрации в поддержку палестинцев, но и за более трепетное соблюдение Субботы и других еврейских религиозных традиций.
Однако таких антиизраильских диссидентов в стране меньшинство. Гораздо больше тех, кто не только признает за евреями право на государственность, но и ратует за проект так называемого «Великого Израиля». Существуют разные взгляды на эту идею, однако в любом её варианте Израилю должна принадлежать вся Палестина, включая Западный берег реки Иордан. После успешной для Израиля шестидневной войны 1967 года еврейское государство обзавелось новыми территориями. Вскоре после этого появились различного рода религиозно-поселенческие движения, такие как «Гуш Эмуним» («Союз верных»). Члены движения считали, что создание государства Израиль — лишь начало «избавления». Массовое же расселение евреев на западном берегу реки Иордан — продолжение этого процесса. В движении в свое время состояли видные общественно-политические фигуры Израиля, такие как бывший премьер-министр Израиля Ариэль Шарон.
Территориальные приобретения Израиля в результате 6-дневной войны 1967 г. (отмечены желтым): на востоке — весь Синайский полуостров, в центре — западный берег реки Иордан, на севере — Голанские высоты. Территория Израиля до 1967 г. отмечена белым
Попытки «Гуш Эмуним» заселить территории Самарии и Иудеи, а также Голанские высоты, постоянно натыкались на противодействие властей. Из-за этого время от времени происходили ожесточенные стычки между членами движения и полицией при поддержке ЦАХАЛ. Организация предпринимала многочисленные попытки сорвать мирный процесс с Сирией и Египтом, предусматривавший передачу оккупированных территорий и разрушение поселений. Грандиозный план по заселению новых территорий был выдвинут в 1977-м уже упомянутым Ариэлем Шароном (тогда министром сельского хозяйства) — присутствие сторонников движения в самом правительстве и явные симпатии еврейского общества заставляли власти идти на уступки организации, одобряя некоторые поселенческие проекты. Однако давление США и заключение Кэмп-Дэвидских соглашений в 1979 году (по ним Израиль отдавал Египту захваченный Синайский полуостров) заставило еврейские власти успокоить сионистов-переселенцев и поставило крест на самых амбициозных переселенческих идеях.
Разочарование в политике властей заставило некоторых членов движения встать на путь терроризма. В 1979 году появилось так называемое Еврейское подполье. Оно успело отметиться несколькими терактами в 80-е — подрыв машин глав города Шхема и Рамаллы, обстрел Исламского университета в Хевроне. Группа также планировала подрыв мечети Аль-Акса и исламского святилища Купол Скалы, но боевиков вовремя схватила полиция и они получили существенные сроки.
Особый интерес иудейских экстремистов к мечети Аль-Акса не случаен. Это третья по важности святыня в исламе после Каабы в Мекке и мечети пророка в Медине. Так какое отношение она имеет к иудаизму и почему еврейские фанатики точат на неё зуб? Всё просто — мечеть и комплекс Купол Скалы мешают постройке Третьего Храма на Храмовой горе. Очистить Храмовую гору — значит приблизить исполнение пророчеств. В еврейской религиозной традиции Третий Храм должен стать духовным центром не только всего иудаизма, но и всего человечества. Восстановить его должен еврейский царь-мессия (машиах), потомок царя Давида. Начало правления этого царя начнет золотой век — прекратятся войны, наступит эпоха процветания и благоденствия для всех народов земли, а духовно-религиозная традиция иудеев станет господствующей на всей планете. Проще говоря, Израиль должен стать центром мира, а Иерусалим — его духовно-политической столицей.
Любопытно, что мусульмане и христиане также верят в приход еврейского машиаха, однако ничего хорошего от него не ждут. В мусульманской и христианской традиции распространено мнение, что этот субъект будет лишь выдавать себя за мессию, будучи при этом верным последователем дьявола (антихристом или даджалем). Начало же возведения Третьего Храма они считают явным признаком приближения не золотой эры, а конца света. Поэтому неудивительны ожесточенные столкновения между евреями и арабами вокруг Аль-Акса: арабы протестуют против любого еврейского присутствия на Храмовой горе, видя угрозу для своих святынь. Так, в сентябре 2000 года началась масштабная палестинская интифада, вызванная визитом на Храмовую гору Ариэля Шарона.
Самый крупный теракт ХХ века, который можно записать на счет еврейского экстремизма, произошел в феврале 1994 года. Именно тогда израильский врач Голдштейн Барух вошел в Пещеру Патриархов, общую святыню для мусульман, христиан и иудеев, и расстрелял 29 молящихся мусульман. 150 человек получили ранения разной степени тяжести. Гольдштейна обезоружили с помощью огнетушителя, а затем забили до смерти. Теракт вызвал жесткую ответную реакцию мусульман — атаки смертников на еврейское население. Могила Баруха превратилась в место поклонения для всех евреев религиозных ультраправых взглядов.
Тёмное будущее
Не следует думать, что еврейский экстремизм — явление, характерное исключительно для ХХ века. В июле 2015 года произошло резонансное нападение 40-летнего ультраортодокса на участников гей-парада — шестеро участников получили серьезные ножевые ранения. Еврейские ортодоксальные круги активно выступают против однополой любви, проводя протестные демонстрации. Не исключено, что у напавшего на гей-парад появятся в будущем свои последователи.
Расцвету еврейского экстремизма и агрессивного национализма способствует тот факт, что сторонники этих идей далеко не маргинальны. Среди израильской политической элиты есть множество сочувствующих идеям сионизма и ультраортодоксального иудаизма. Надо полагать, что если бы не давление мирового сообщества, деятельные евреи давно бы выстроили чистый от палестинцев Великий Израиль на всей территории исторической Палестины (и не только). Такое стремление декларируют ведущие политические силы Кнессета — сионистско-ревизионистская партия «Ликуд» (30 мест в парламенте), родная партия нынешнего премьера Нетаньяху, ультрарелигиозная партия ШАС (7 мест), ярая противница разрушения традиционных устоев и проведения гей-парадов, «Наш дом Израиль» (11 мест) и многие другие.
Арест Ишая Шлисселя, ультраортодоксального еврея, напавшего на участников гей-парада в Иерусалиме в июле 2015 года
Однако «мировое сообщество», судя по всему, сливает еврейское государство. Первым шагом стало признание квазигосударственного образования Палестина со стороны ООН. В ноябре 2012 года по итогам голосования в Генеральной Ассамблее Палестину признали 138 стран из 193 членов ООН, среди них и Россия. При этом так называемому «Государству Палестина» отводится территория Сектора Газа, Западного берега реки Иордан и восточный Иерусалим. Израиль отреагировал резким возмущением, резонно заявляя, что недогосударство без нормально работающих институтов власти, экономики и с чудовищной социально-гуманитарной обстановкой не может быть признано ООН.
Америка, ближайший в прошлом союзник Израиля, Палестину не признала, но начала предавать еврейское государство на другом фронте — подписав соглашение с Ираном по ядерной программе. Биньямин Нетаньяху назвал эту сделку «исторической ошибкой». Негодование Тель-Авива понятно — Иран представляет угрозу для самого физического существования страны. Очень трудно верить в мирный атом, когда цена ошибочной доверчивости — жизнь целого народа.
Теперь Израиль обнаруживает себя в кольце врагов, брошенный союзниками, в регионе, где с каждым годом накаляется обстановка, где свирепствует чума, война, голод и Исламское государство. Злое время и тёмная безысходность — благодатная среда для религиозного фанатизма, и еврейский религиозный национализм, вероятно, будет только расти, всё глубже проникая в общественно-политическую систему Израиля.