Грёзы Эрдогана: что ждет Турцию после попытки переворота?

Попытка военного переворота в Турции — теперь уже очевидно провалившаяся — застала нас всех абсолютно врасплох. Мы привыкли воспринимать Турцию как что-то стабильное и монолитное, как данность на наших южных рубежах — явно не то государство, от которого можно ожидать революций, переворотов и иных резких перемен. Да, как мы недавно выяснили, Турция может быть нам не таким уж закадычным другом, но латиноамериканских страстей со стрельбой на улицах и ударами с вертолетов по административным зданиям от турок никто не ожидал. Я не припомню ни одного заметного аналитика — международника или востоковеда, который бы в последнее время высказывал опасения по поводу внутренней стабильности Турции — по крайней мере, до такой степени, чтобы прям танки в аэропорту. А зря, конечно.

tx01

История Турции захватывает воображение невероятным сочетанием лютой свирепости (в России был свой Иван Грозный, конечно, но представьте себе, что в похожем режиме страна живет не пару десятилетий, а пару-тройку столетий подряд), жесткого политического цинизма (чего стоит один только закон Мехмета Завоевателя о престолонаследии — это тот, по которому власть захватывает сильнейший из сыновей, после чего он обязан умертвить всех своих братьев «во имя спокойствия и для блага государства»), и одновременно с этим — удивительного для исламского мира идейного либерализма. Турция — очень нетипичная мусульманская страна. Весь золотой век своей имперской истории (XV–XVI века) турецкое государство находилось под сильным влиянием крайне неортодоксальных, даже еретических течений ислама — вроде дервишей-бекташи. В этот период двор Высокой Порты во многом вдохновлялся итальянским Возрождением — активно приглашались иностранные мастера (художники, скульпторы, архитекторы), а их турецкие коллеги охотно учились у них. В искусстве процветал, например, жанр портретной живописи — это в мусульманской стране. Потом, в эпоху упадка, как обычно и происходит, началась борьба за чистоту веры — которая быстро обернулась интеллектуальным тупиком и выхолащиванием турецкого искусства. Тем не менее в бытовом плане Турция оставалась очень мало похожей на своих ближневосточных соседей. В Турции, например, за пределами султанского дворца почти не было полигамии. Да и во дворце, на самом-то деле, не все было так просто, потому что после Сулеймана Великолепного султаны вообще перестали жениться, и все женщины в султанском гареме были, юридически говоря, наложницами, а не женами. В целом турецкая женщина всегда была гораздо свободнее, чем где бы то ни было еще в мусульманском мире — ни жесткого затворничества, ни необходимости обязательно прятать лицо. Городские женщины «среднего класса» часто занимались торговлей, и иногда им удавалось быть вполне самостоятельной и заметной величиной в мире. Религия никогда не играла определяющей роли в жизни рядового турка. Вообще этой нации во все времена был свойственен здоровый светский прагматизм.

Это, кстати, необходимо помнить, когда мы говорим об истории Турции в XX веке. Многие удивляются радикальности реформ Ататюрка, а также той легкости, с которой они были проведены. Секрет, на самом деле, в том, что Ататюрк почти ничего не придумал — в некотором роде он наоборот вернулся к корням. Турки всегда были нацией светской по своему характеру и настроению, лишь поверхностно припорошенной исламом. Пока существовала единая Османская империя, основной религиозный фанатизм коренился не в собственно турецкой ее части. Ислам в кемалистской Турции не был искусственно «загнан в подполье» — он занял вполне органичное для себя место. Отсюда и живучесть кемализма в политике.

tx05

Это обязательно нужно понимать, говоря о подъеме исламизма в современной Турции. Исламский фундаментализм точно так же противоречит всей турецкой традиции, идет вразрез с накопленным национальным опытом, как и, например, пантюркизм. Поэтому когда Эрдоган сегодня говорит о том, что современная Турция, дескать, не имеет ничего общего с исторической Турцией, и потому нуждается в радикальной чистке и возвращении к традиции, он, мягко говоря, лукавит. Как и все без исключения неотрадиционалисты, под каким бы флагом они ни выступали, он выдает за «священную традицию» свои фантазии, на деле имеющие очень мало общего с прошлым. На реальную традицию неотрадиционалистам, как правило, наплевать — если понадобится, они и сами ее добьют. Эрдоган от всей турецкой истории берет лишь одно — империализм, но при этом пытается подогнать под него совершенно иную идеологическую базу — коктейль из исламистских и пантюркистских идей, который, скорее всего, вызвал бы у турок эпохи золотого века полное недоумение.

Похожую идеологию в Турции пытались на государственном уровне использовать лишь один раз — на самом излете Османской империи, непосредственно перед и во время Первой мировой войны. По сути, перед нами осовремененная версия идеологии младотурок, которая являлась идейной основой германо-турецкого военного союза, да и сформулирована была в значительной степени немецкими ориенталистами, а не самими турками. Нетрудно заметить, что обслуживала она преимущественно интересы Германской империи, а не Османской. То есть да, турецкого султана поощряли к тому, чтобы он ощутил себя главой, с одной стороны, исламского мира (и повел его за собой в джихад против неверных — под которыми понимали англичан и русских, но почему-то не немцев), а с другой — мира тюркского, что дало бы ему возможность заявить территориальные претензии на всю Среднюю Азию. Что из этого в конечном итоге выйдет и сумеют ли турки воплотить эти амбиции в жизнь, немцам было, по большому счету, все равно — главное было устроить хаос на заднем дворе у своих геополитических соперников и отвлечь их внимание. Сколько тысяч турецких солдат поляжет в песках и снегах — не принципиально. Самой Германии во всей этой истории в сухом остатке нужна была только железная дорога Берлин-Багдад, необходимая, чтобы продвигать в регион германские товары и германское влияние. Младотурки, конечно, были вполне искренни в своем стремлении к провозглашенным целям (среди прочего, они не постеснялись в процессе устроить небольшой геноцид армян), но экономическая и военная поддержка Германии были обязательным условием, без которого не шло и речи о воплощении в жизнь этого великого плана. Германия и поддерживала, пока могла. Закончилось это очень плохо, причем для всех.

Насколько далеко Эрдоган готов зайти в своем младотурецком возрождении? В отличие от идейных предшественников столетней давности, у него за спиной нет такого мощного — а главное, решительно и однозначно настроенного — партнера как Германский рейх. Есть США, есть ЕС — отношения с ними в целом дружеские, местами партнерские, но о готовности поддерживать дорогостоящие и амбициозные турецкие внешнеполитические авантюры речи не идет. Немцам-то в 1914-м деваться было особенно некуда — им требовались союзники, любые союзники, срочно. У американцев и европейцев сегодня вариантов хоть отбавляй — американцы еще и с курдами ведут сложные игры. Так что особой поддержки извне ждать не приходится. Достаточно ли Эрдоган самоуверен, чтобы всерьез рассчитывать только на собственные силы?

  • tx04
  • tx03

Остается последний вариант. Вся псевдотрадиционалистская, неомладотурецкая риторика Эрдогана (которая сейчас, после неудавшегося переворота, явно получит новый мощный импульс) предназначена для внутреннего потребления.

Эрдогана не зря сравнивают с Путиным — у них и впрямь больше сходств, чем различий. Среди прочего, одно важное сходство состоит в том, что оба они активно используют риторику, построенную на внешней политике и мнимом традиционализме, чтобы укрепить свою власть — поддержать свой авторитет в глазах народа, переживающего кризис ценностей и идентичности в бурлящем и хаотическом современном мире (а кто его сейчас не переживает?). При этом ни один, ни другой не собираются идти до конца. Возрождать величие и бороться с врагами лучше максимально бесконтактным способом. Сейчас в новостях из Турции мы такой борьбы явно увидим очень много — покатятся головы. Проблема только в том, что, как мы видели, кемализм в Турции не с Луны упал — он-то как раз по-своему гораздо ближе к понятию пресловутой традиции, о которой так любит разглагольствовать Эрдоган. Искоренить его полностью в турецком обществе (и в той же армии, кстати) вряд ли реально. А вот диктаторы, даже «бархатные», не вечны.

Интересно, догадается ли Эрдоган когда-нибудь вернуть столицу в Стамбул и устроить себе резиденцию во дворце Топкапы? Честно говоря, я не удивлюсь — это вполне вписывается в обычную логику псевдотрадиционалистов. Конечно, наивно полагать, что в пышном историческом антураже они будут выглядеть как-то иначе, чем бледной и чахлой тенью прошлого. Но ведь диктатор органически неспособен взглянуть на себя со стороны.

576522092.0