Глава кабинета министров Пакистана Наваз Шариф — настоящий политический долгожитель, трижды сидевший в кресле премьера и пересидевший таки всех оппонентов. Но даже Наваз не ушел от правосудия: 28 июля Верховный суд отстранил Шарифа от должности в рамках расследования коррупционного скандала.
Типичный представитель «золотой молодежи», Наваз родился в 1949 году в Лахоре. Получил образование в Университете Пенджаба, после учебы начал карьеру в отцовской компании Ittefaq. За 35 лет Шариф стал очень влиятельным бизнесменом, и в 1985-м попал в большую политику Пакистана, возглавив кабинет министров родного штата, Пенджаба.
В 1990 году наш герой уже взобрался на политический Олимп, подарив победу своей партии на досрочных парламентских выборах. Перед голосованием Шариф критиковал премьер-министра Беназир Бхутто, отстраненную от власти. Что характерно, повесткой будущего главного коррупционера Пакистана стала именно борьба с коррупцией.
Спустя 2 года Шариф, уже будучи у власти, провел масштабную операцию против индийских мигрантов в городе Карачи. Экономическими успехами первый срок Наваза не отличился: курс пакистанской рупии по отношению к доллару упал на треть.
18 апреля 1993 года президент сместил правительство Шарифа по обвинению всех министров в коррупции, кумовстве и репрессиях инакомыслящих. Парламент страны распустили, была назначена дата досрочных выборов, к власти пришел временный кабинет министров. Но удача улыбнулась коррумпированному премьеру: спустя два месяца Верховный суд страны, настроенный к Навазу благожелательно, аннулировал президентский указ. В результате и президент, и премьер все-таки ушли в отставку, а на досрочных выборах победила партия Беназир Бхутто.
«Пакистанская железная леди» недолго продержалась у власти, спустя три с лишним года она ушла со своим правительством в отставку, дав Шарифу второй шанс. Победив на очередных выборах, авторитарный премьер принял ряд поправок к конституции, которые запретили президенту смещать кабинет министров и предполагали большую независимость и централизацию политических партий. На время досрочная отставка правительства стала почти невозможной, и новая власть оказалась в полной безопасности. До поры до времени.
1999 год стал роковым периодом в карьере Шарифа. После путча, устроенного генералом Мушаррафом, в Пакистане установился восьмилетний режим военной диктатуры. Путчисты арестовали премьер-министра и выслали в Саудовскую Аравию. В мемуарах Первез Мушарраф отзывается о Навазе Шарифе как о неэффективном и коррумпированном руководителе, занимавшемся продвижением членов собственного клана. В итоге экс-премьер триумфально вернулся в политику: прилетел из вынужденной многолетней эмиграции в Лондоне на родину и в 2008 году занял второе место на выборах. Беназир Бхутто к тому момент погибла, а муж покойной, Асиф Али Зардари, пошел на союз с Шарифом. Теперь в Лондон бежал уже Мушарраф.
В 2013 году «Пакистанская мусульманская лига», возглавляемая Шарифом, одержала полную победу на выборах, и многие опасались, что на этот раз Шариф точно не упустит власть. Но старые привычки дали о себе знать, и Шариф вновь занялся тем, что у него всегда хорошо получалось — кумовством и коррупцией. Как говорят у нас в России в таких случаях, можно вывезти Путина из Панамы, но нельзя вывести Панаму из Путина!
В итоге пакистанский премьер, как и многие другие политики мира, споткнулся о пресловутые Панамские офшоры, и 28 июля лишился власти. Вот так бесславно все кончилось. Впрочем, если учитывать, как настойчиво Шариф лоббирует кандидатуру своего брата на пост нового премьер-министра, то у этой истории возможно продолжение.
Но факт остается фактом. Даже в Пакистане за коррупцию политикам светит если не срок, то хотя бы карьерный крах. Так что мы теперь хуже даже Пакистана. Даже Пакистана, Карл!