В связи с многочисленными обращениями граждан, учреждений и организаций размещаем справку-доклад главного военного прокурора Н. Афанасьева «О 28 панфиловцах» от 10 мая 1948 года по результатам расследования Главной военной прокуратуры, хранящуюся в фонде Прокуратуры СССР (ГА РФ. Ф. Р-8131)
Что интересно в этой истории — реакция на разоблачение мифа о «28 героях-панфиловцах» (разоблачения не только советского, но и прямо сталинского — 1948 год, самый пик «высокого сталинизма», ни на каких «перестроечных демократов» проведенное расследование не спишешь) широких народных масс и создателей краудфандинг-боевика «28 панфиловцев», собравших на этот самый боевик 33 млн народных рублей.
Продюсер фильма Андрей Шальопа прокомментировал «Титру» ситуацию:
Дело в том, что в легендарных подвигах, ставших частью культуры народа, хранится нравственный потенциал. Это то, из чего состоит наше национальное самосознание. Это те простые примеры, которые позволяют нам воспитывать новые поколения. Трогать их нельзя. Это святыни. Пытаться развенчивать национальные подвиги можно лишь для того, чтобы ослабить нравственные опоры народа. Едва ли этому можно придумать благородный мотив.
Впрочем, продюсер, собравший под разоблаченных героев деньги, лицо заинтересованное. Интереснее, что пишут по поводу разоблачения простые бесплатные люди:
Таким образом, мы можем констатировать, что Культ Великой Победы достиг своей завершающей стадии на пути превращения в религию — верующих не способны разубедить даже подлинные исторические документы, авторов которых (сталинского Главного военного прокурора! СТАЛИНСКОГО ПРОКУРОРА, КАРЛ!) при всём желании нельзя обвинить в предвзятости или желании очернить великий подвиг советского народа. Думаю, аналогичную реакцию враждебного неприятия вызвали бы попытки представить православным верующим доказательства того, что Иисус Христос не был исторической личностью — очевидно, что аргументы исторической науки для верующих имеют третьестепенное значение.
Поэтому огромная просьба к дорогим читателям больше не возмущаться использованием фразы «религия Великой Победы» — это действительно сформировавшаяся религия, для которой подлинные исторические документы даже сталинской эпохи не имеют никакого значения. Мы в отправлении этого гражданского культа (заменяющего в Постсоветской Федерации национализм) и раньше не участвовали, и теперь не собираемся, поскольку предпочитаем критический анализ действительности, который основные символы Веры в ВОВ, увы, не проходят.
Просим также обратить наших читателей внимание на то, что отныне дискуссии с верующими — это не обсуждение определенного исторического периода с цифрами и фактами, но (с точки зрения верующих в ВОВ) оскорбление религиозных чувств, a priori обладающих иммунитетом к критике и фактам.