Примечание редакции: авторы материала — жители Донбасса.
Сегодня мы поговорим о населении Юго-Востока Украины и его, населения, политических взглядах. Скорее всего, вам попадались рисунки начала ХХ века, где были карикатурно изображены основные типажи тех лет: монархисты с анархистами, кадеты, социал-демократы… Вот здесь неплохая подборка, есть и другие вариации на тему. Порой интересны даже не столько сами изображения, сколько широкий спектр политических взглядов тех лет. Впрочем, и сейчас легко найти представителей самых разнообразных убеждений.
Следует понимать, что Юго-Восток бывает очень разным: так, Донецк сильно отличается от Днепропетровска, несмотря на географическую близость этих городов. При этом отдельные люди могут своими политическими взглядами рвать любые шаблоны. Возьмем нескольких человек, с которыми лично знакомы ваши авторы. Рабочий из Кривого Рога всегда поддерживал Януковича и даже поздравлял его на страничке Вконтакте с днем рождения, затем негативно воспринял Майдан, но сейчас твердо намерен «отражать российскую агрессию». Другой парень из Харькова считает себя антифашистом, но голосовал за Яроша, потому что тот «против Путлера», а в России много скинхедов. В свою очередь, хипстер из Луганской области яростно поддерживает ополченцев и чуть ли не постит «селфи» из окопов, а украинскую интеллигенцию презирает. Вот такие оригинальные зарисовки создает наша постмодернисткая реальность.
Это всё частности, но есть и общие моменты, о них и пойдет разговор. Кто же живет на Юго-Востоке?
Украинские националисты. Здесь они малочисленны, чай не Западенщина и не Киев. Как правило, обитают в крупных городах, причем радикальность их усиливается благодаря постоянному нахождению в политически враждебной среде, всё-таки местное население до сих пор негативно относится к «бандеровцам». Что интересно, среди националистов можно обнаружить и крепких ребят с неонацистскими татуировками, и преподавателей вузов, но едва ли не костяк этого движения составляют футбольные ультрас, причем если еще несколько лет назад фанаты на Востоке могли придерживаться разных взглядов (так, фан-движения днепропетровского «Днепра» и донецкого «Шахтера» считались аполитичными, а одесского «Черноморца» — и вовсе пророссийскими), то сейчас всё унифицировано по образу и подобию фанов львовских «Карпат»: обязательные Бандера, «Хто не скаче…» и «москалів на ножі».
Значительная часть националистов Востока Украины — футбольные ультрас.
Кумиры националистов — Ярош и Правый Сектор (в котором зачастую они состоят), а вот Тягныбока и его ВО «Свободу» в этой тусовке считают псевдонационалистами, образно говоря, «совками от национализма». На волне подъема ультраправой идеологии в ряды укронаци записываются все подряд, кому-то и Ляшко мил.
Радикальный правый национализм на Украине куда влиятельнее, нежели в России, отсюда и симпатии от разных «Misanthropic Division». При этом многие из местных националистов имеют русские фамилии, да и сами являются русскими по происхождению. Смешно выглядит, когда очередной Иван Петров, постящий в соцсетях красно-черный флаг, толком не знает украинского языка. Но не стоит забывать, что люди, имеющие столь радикальные взгляды, могут столь же радикально их менять. Так что не удивляйтесь, когда при определенном развитии событий тот, кто вчера был против «жидомоскалей», вдруг станет борцом за Триединую Русь.
Украинские либералы. «Креаклы», студенты, мелкий и средний бизнес, а также прочая интеллигентная или околоинтеллигентная тусовка. Именно они первыми вышли на Евромайдан требовать «кружевные трусики и ЕС». Они — те самые приевшиеся аватарки с лицами на фоне «жовто-блакитного» флага. Те самые, которые «не видели на Украине никаких бандеровцев», а «во Львове русских не убивают». Те самые, которые считают, что их права никто не ущемляет, а один официальный язык в двуязычной стране — это нормально и даже хорошо. При этом сами, разумеется, говорят и думают на русском, а зачастую и вовсе являются этническими русскими. Более того, трепетное отношение к украинскому языку появилось у местных либералов только сейчас, на волне пропаганды. До этого относились по-всякому, некоторые даже с пренебрежением.
Эта категория обожает многонациональных эрефийских либералов и частенько смакует высказывания Макаревича, Навального, Новодворской и прочих. На украинских выборах раньше голосовали преимущественно за БЮТ, сейчас это электорат Порошенко и Кличко, кто оригинальнее — ставил «птичку» за Гриценко или Богомолец. Свою русофобию отрицают, говорят, что на самом деле «против совка» или «против Путина», хотя на самом-то деле как раз они и есть главные русофобы. Если националисты могут, например, не одобрять евроинтеграцию, то кредо украинских либералов: с кем угодно, хоть с исламскими моджахедами, только бы против русских.
Отдельная тема — нелюбовь восточноукраинских либералов к своим городам. Вы наверняка видели аккаунты в соцсетях под типичными названиями: «Хуёвый Харьков», «Хуёвый Донецк» или «Хуёвый Красный Луч». Это всё стараются наши поборники гуманизма. Причина такого ксенопатриотизма одна: «неправильные» политические взгляды большинства населения этих населенных пунктов. Разумеется, в любом городе есть свои проблемы, но поверьте: один «ватный» митинг повышает «хуёвость» (по мнению читателей такой группы) города куда сильнее, нежели все ямы на дорогах, вместе взятые. Более того, именно эти аккаунты и являются настоящим рассадником агрессивного троллинга в соцсетях, за последнее время ставшего истинным символом Украины и украинцев. Авторы данного текста едины во мнении, что «хуёвые» группы — одно из наиболее мерзких явлений современного интернета.
Подборка типичных постов из наиболее многочисленной (более 35 тысяч подписчиков) «хуёвой» группы Вконтакте. Это — украинские либералы.
Но вернемся к либералам как таковым. Их на Востоке куда больше, чем националистов, только вот толку от них поменьше. Да, много агрессии в интернете, особенно от людей с русскими фамилиями, которые стремятся ненавистью искупить, как они сознательно или подсознательно считают, свое «позорное» происхождение, но в «реале» либералы способны разве что громко покричать на митинге или же нарисовать ироничный плакатик (справедливости ради, часто такой контент оказывается неплохого качества, среди украинских либералов много творческих людей). Если ополченцы/российская армия займут Днепропетровск/Одессу/Харьков, то местные националисты, хотя бы частично запишутся в добровольческие батальоны сражаться против русских, а вот местные либералы разве что поднимут вой в соцсетях, максимум — выйдут с «жовто-блакитными» флагами на такую себе «Болотную». В общем, враг противный, но не опасный.
Украинцы Юго-Востока. Настоящие, этнические малороссы, а не перекрашенные «Иваны Петровы». Как правило, их предки в свое время переехали на Восток или Юг из областей Центральной либо Западной Украины. В отличие от двух предыдущих рассмотренных нами групп, живут они в основном в селах или небольших городах, но бывают исключения.
Читатели из России удивятся, но электоральные предпочтения этих людей в основном были идентичны предпочтениям русских жителей: чаще Янукович, реже коммунисты. Русофобией обычно не страдают, русский язык для них — это язык не «оккупантов», а «городских». Сами же они говорят на суржике, который значительно отличается от телевизионного украинского. Эти люди поддерживают единство Украины, но выступают против «бандеровцев» и прочих радикалов. Обычная реакция на текущие события звучит примерно так: «Как уже достали западенцы со своими майданами, теперь из-за них нашу страну москали завоевать хотят. Эти бандеровцы нас называют сепаратистами, да пусть сами убираются в Польшу». Да-да жителей Западной Украины на Востоке могут считать «ненастоящими» украинцами!
Сейчас этим людям нелегко, ведь нынешняя поляризация настроений в обществе не оставляет места для умеренной позиции. Их взгляды никак не отражены в прессе, ведь на Украине сейчас господствует не малороссийская концепция украинства, а агрессивная галичанская. СМИ представляют однозначную картину: если ты считаешь себя украинцем, то априори поддерживаешь Майдан и АТО, но реальная ситуация куда многограннее, и под описываемую категорию подпадают миллионы человек. Нам следует понять, что осталось немало украинцев, которые против распада своей страны, но при этом вовсе не являются клиническими русофобами.
Пример такого украинца — известный журналист Анатолий Шарий. Правда, сделаем оговорку: он — русскоязычный киевлянин, а не выходец с Юго-Востока.
Местные националисты. Они же — местные патриоты. Пожалуй, здесь уместно вести речь только о Донбассе, где таковых достаточно много, ибо случаи харьковских либо николаевских националистов близки к статистической погрешности. О чём вообще речь? Есть категория людей, считающих, что народ Донбасса отличается как от русских, так и от украинцев. Именно в Донецкой и Луганской областях популярен своеобразный региональный патриотизм. Широко известны лозунги «Донбасс порожняк не гонит» или «Донецк кормит всю Украину».
Не русский и не украинец, а донецкий.
Само существование такой категории — явное упущение внешней политики РФ. Люди добровольно отвергают чужие для них украинские ценности, только вот «свои» русские им взамен никто не предлагает. Добавьте сюда еще и недостаточную поддержку ополченцев со стороны России. Стоит ли удивляться, если к вышеупомянутым лозунгам вскоре добавится еще один? Звучать он будет трагически: «Россия предала Донбасс».
Тем не менее, данное направление имеет перспективы. На Юго-Востоке Украины хватает тех, кто не считает себя русским, зато говорит по-русски (и при этом вовсе не стыдится этого), культурно близок к русским и недолюбливает украинцев, особенно галичан. Не исключено, что именно на основе таких вот «местных националистов» со временем появится новая нация — скажем, новороссы. Другой вопрос, нужно ли нам это, если мы хотим объединить русские земли?
Постсоветские. Тут всё понятно — традиционные «совки». На Юго-Востоке это в первую очередь старики, ностальгирующие по своей молодости, а также работяги, которые так и не смогли адаптироваться к миру капитализма. Как вариант: бандиты, которые замечательно адаптировались, но, достигнув богатства, сохранили определенный тип мышления. Весьма многочисленная, но не особо перспективная категория населения.
Пик политической активности «постсоветских» — конец 90-х, когда Украина вполне могла пойти по белорусскому пути. Президентом имел все шансы стать коммунист Симоненко, но в итоге вместо белорусской аналогии получилась российская: украинские выборы 1999 года, на которых благодаря фальсификациям (а также яростной поддержке Западной Украины, боявшейся возвращения «красных») выиграл Кучма, во многом повторили «схватку» Ельцина и Зюганова в 1996-м.
Помимо КПУ, украинские любители СССР отдавали свои голоса Партии Регионов, а иной раз и БЮТ (Юлии Тимошенко в лучшие годы удавалось объединять украинских националистов в вышиванках и русскоговорящих поклонников Советского Союза). Особенно яркой представительницей «левого фланга» являлась Наталия Витренко, которая нынче в забвении — надо сказать, ядрёный был персонаж, вы оцените хотя бы рекламу ее партии. Разумеется, данная категория населения уважает и Путина как «сильного лидера», который вот-вот восстановит родной Союз.
Таких людей с каждым годом становится все меньше, что хорошо отражают результаты выборов. Как показывают события на Донбассе, нынешние «совки» не являются прямыми врагами русских, и есть примеры «коммунистов здорового человека» (например, блогер из Севастополя Борис Рожин). Данная категория довольно пассивна и понемногу растворяется среди местных или русских националистов.
Вот такую рекламу крутили в свое время на полном серьезе. Витренко — хрестоматийный пример «православных сталинистов, которые против Гейропы».
Русские националисты. Здесь всё понятно и нет нужды в излишних объяснениях. Именно русские националисты составляют костяк ополчения на Донбассе. Стоит признать, что тех, кто сознательно позиционирует себя русским, а тем более националистом, не так уж много даже на Юго-Востоке. Не забываем, что у русских в годы независимой Украины фактически не было своих партий (не называть же таковой, извините, Партию Регионов?), да и молодежь после ухода со сцены РНЕ всерьез окучивали только украинские националисты или украинские же либералы. Россия не делала ничего, чтобы завоевать лояльность русских Юго-Востока, а киевская власть даже при Януковиче притесняла немногочисленные и маргинальные русские национальные движения, закрывая глаза на радикальные украинские организации, ставшие впоследствии «Правым Сектором». В таких условиях радует, что хотя бы кто-то не забыл родства и остался на русской стороне.
Такие граффити — не редкость в городах Юго-Востока.
Впрочем, нет предела глупости украинских властей. Пропаганда не всесильна, и именно в этом году количество убежденных русских на Юго-Востоке заметно увеличилось. Масла в огонь подливают неадекватные действия самих ярых украинцев. Поворотными моментами стали 23 февраля — начало Русской Весны, и 2 мая — трагедия в Одессе. Если в былые годы пророссийские украинцы «застряли» между Россией и Украиной, считая обе страны родными, то сейчас им пришлось выбирать. Ситуация непростая, и не каждый хочет идти до конца, но необходимость четко определить свою позицию — хоть что-то хорошее в наше смутное время.
Болото. Куда же без него. Это люди индифферентных политических взглядов, которые чаще всего составляют большинство в любом обществе. Простые «кузьмичи», в лучшем случае голосующие «как принято», но не более того. Не является исключением и Украина, хотя благодаря истерике в СМИ население тут чересчур политизировано. Если же говорить о Юго-Востоке, то здесь «мейнстримом» долгое время был Янукович, сейчас подсунули другого «крепкого хозяйственника» Порошенко, но значительная часть местных обывателей выборы проигнорировала, и явка на них была куда ниже обычного уровня. При этом на Донбассе, а ранее в Крыму даже весьма аполитичные люди голосовали на референдуме, потому что «все пошли, и я тоже пошел». Абсурдная логика, но так всегда было, есть и будет. Наша задача — увеличить количество сознательных русских, а также по возможности перетянуть на свою сторону людей из «болота», которые потенциально вполне себе наши, как-никак, раз до сих пор не перекрасились в «жовто-блакитных». Так пусть же русское станет «мейнстримом»!
Также читайте: «Чей Донбасс?» (исследование о специфике региона)