E pluribus unum.
― Давайте выпьем сегодня основательно, ― продолжал Сергей Сергеич, закусывая лимоном. ― Я старый бурш, люблю иногда встряхнуться. Это необходимо.
— А. П. Чехов, «У знакомых», 1898 г.
В наши замечательно богатые дни о студенческих корпорациях знают мало. В основном смутные штрихи: греческие буквы на различного цвета простынях из американских молодёжных комедий («Американский пирог», например) и забавные шапочки европейских университетов. А между тем студенческие корпорации оказали огромное влияние на общество, политику и культуру Западной Европы. Выходцы из университетских братств Северной Америки становились (и становятся) президентами США. Йельское fraternity «Череп и кости» сравнивают с мировым правительством.
В России студенческие корпорации просуществовали до революции. Их отменили большевики — во избежание консолидации независимого и реакционного студенчества. Кроме того, запретили скаутов и прочие любительские кружки и клубы по интересам — чтобы устранить конкуренцию комсомольскому и пионерскому движениям. Советская власть любила монополизировать свободу и волю.
Итак, первый вопрос. Что такое студенческая корпорация?
Студенческая корпорация — это закрытое академическое сообщество, которое пожизненно объединяет студентов и выпускников университетов на принципах братства, свободы, национализма, патриотизма и стремления к знаниям. Попасть в студенческую корпорацию можно только пройдя испытательный срок и обряд посвящения. Почётные члены студенческой корпорации, которые уже выпустились из университета, продолжают помогать ей финансово на протяжении всей своей жизни.
Чем вообще занимаются студенческие корпорации? Во-первых, формируют крепчайшие горизонтальные связи, поскольку братья-корпоранты не только вместе реализуют разнообразные проекты, но и предаются дионисийским забавам. Корпоранты могут заниматься любой деятельностью и с весьма высокой вероятностью находят соратников в корпорации. Кроме того, корпоративные связи крепче, чем, например, клубные связи, поскольку членство в корпорации длится пожизненно.
Возлюбленная бутылка
Античные философы различных направлений мысли, набрав учеников, обычно предавались симпосиям, говоря по-русски — пирам. Симпосии весьма сильно отличались от пьянок в современном понимании, и основной целью на них было не столько употребление вина, сколько вдумчивая беседа на философские темы и дионисийское веселье. Непременные условия древнегреческого пира: во-первых, наличие симпосиарха, то есть «управляющего пиром». Во-вторых, каждый симпосиаст должен после пира дойти до дома на своих ногах без посторонней помощи. Псиктеры и кратеры (как со льдом, так и с вином) украшались венками из мирта, плюща и диких цветов, а также красными и белыми лентами. Растения и цвета выражали верность и преданность Дионису, древнегреческому богу вина, вдохновения и экстатического безумия. Более детальное представление о сути симпосия можно получить из одноимённого диалога Платона — компания подобралась интересная, велись приятные речи: обсуждали природу Любви.
Симпосии стали неотъемлемой частью античной греческой культуры, от греков достались римлянам, от римлян — Европе. Когда закончилось раннее Средневековье и люди стали несколько поспокойнее, стали открываться первые университеты. Самым известным тогда был Болонский университет, возникший в X веке. От других школ он отличался углублённым изучением римского права (в дополнение к общепринятой риторике). Это новшество, введённое легистом Ирнерием в 1088 году, позволило университету выбить у германского императора Фридриха I Барбароссы в 1158 году небывалые льготы: указ Authentica Habita гласил, что студенты, изучавшие римское право, могли свободно путешествовать по всей Европе, а также подлежали исключительно суду профессоров или городского епископа.
Для нашей истории важно, что в Болонье существовала система самоуправления студентов. В отличие от остальной академической Европы, где господствовал принцип universitas magistrorum({{1}}), в Болонском университете всем заправляла universitas scholarium({{2}}), которая путём голосования назначала и увольняла профессоров, а также отвечала за отношения университета и города. Ассоциация студентов делилась, в свою очередь, на две большие группы — universitas citramontane, или цитрамонтанцев (т. е. студентов из Италии) и universitas ultramontane, или ультрамонтанцев, т. е. всех остальных студентов. Соответственно, дальше шло разделение на natio, нации — братства по национальному признаку. К примеру, существовали нации германских и французских студентов, более того — даже у славянских студентов имелись свои nationes (видимо, речь о поляках или чехах). Само собой, студенты не только учились, но и пьянствовали как проклятые. Вот пример из лирики вагантов, бродячих школяров-студентов:
Без возлюбленной бутылки тяжесть чувствую в затылке.
Без любезного винца я тоскливей мертвеца.
Но когда я пьян мертвецки, веселюсь по-молодецки
И, горланя во хмелю, бога истово хвалю!
Следующим шагом стало возникновение в XIII веке землячеств (Landsmannschaften), в которые входили уроженцы различных областей Европы. Учитывая количество автономных территорий в тогдашней Германии, ландсманншафтов расплодилось очень и очень много. Где-то подобную систему упразднили, где-то она забылась, а в Германии и Швеции землячества сохранились до наших дней. Наступил XVIII век, век рокайлей, Вольтера и штыка. Студенты загорелись масонскими идеями, и многие нации и ландсманншафты трансформировались в студенческие ордена. Впрочем, за красотой тайны и обряда не появилось нового содержания и студенческий орден вместе с великой массой масонских лож канул в небытие, приняв сегодняшнюю форму — студенческой корпорации.
Черный, красный и золотой
Начало положили баварцы. В древнем городке Эрланген имеется университет, основанный герцогом Фридрихом Бранденбург-Байрейтским в 1743 году. Именно там и возникла первая студенческая корпорация — Corps Onoldia Erlangen. И понеслось.
То было время романтизма, бури и натиска. Перед глазами молодёжи прошли наполеоновские войны. Жажда свободы и знания прекрасно сочеталась с рыцарскими идеалами и тягой к насилию. В 1815 году, после победы над Наполеоном и освобождения Пруссии, в университете Иены, в Тюрингии, возникает по желанию и намерению тогдашнего Великого герцога Карла Августа Заксен-Веймар-Эйзенахского первая студенческая ассоциация, получившая название Burschenschaft — Братство. Главными принципами буршеншафта, самой популярной формы студенческой корпорации, до второй четверти XX века оставались консерватизм, милитаризм и национализм. При этом (что стоит отметить отдельно) подобные студенческие ассоциации никоим образом не контролировались сверху. Конечно, правительство пыталось участвовать в жизни студенческих корпораций, но эти попытки всегда пресекали в зародыше. Корпорация — это закрытая самоуправляющаяся система, в которой все решения принимаются путём общего голосования всеми членами-корпорантами. Поэтому даже если условный студент-агент становился буршем (т.е. активным и действительным членом корпорации), то он никак не мог повлиять на происходящее, поскольку имел лишь один голос. Другое дело, что корпорации активно запрещали и разгоняли. Вскоре после создания Буршеншафта студенческие братства были запрещены, поскольку вызывали у германских властей закономерные опасения: сначала студенты выступили в Вартбурге, а потом и вовсе занялись политическими убийствами. Вартбургский праздник (das Wartburgerfest) случился в 1817 году, 18 октября, в трёхсотлетнюю годовщину Реформации. Проводили его силами студенческих братств, коих насчитывалось 12, по числу университетов. Празднование готовилось под патронажем известнейших профессоров того времени: Кизера, Окена и Фриса, и даже сам Великий герцог Саксен-Веймарский Карл Август покровительствовал грандиозному торжеству. Почему этот праздник так важен? Тогда в Вартбурге Германия впервые увидела свой будущий национальный флаг — чёрно-красно-золотое знамя, служившее изначально студентам города Йены. Именно студенты-бурши стали одной из движущих сил объединения Германии.
Пивные кружки и сталь
Именно германская студенческая корпорация стала моделью и основой для дальнейших студенческих формирований, примерно как «английский чин» в масонстве. Структуру и разновидности германских студенческих корпораций стоит поэтому рассмотреть подробнее. Первой идёт, собственно, корпорация, или корпс (Corps({{3}})). В корпорацию входили исключительно представители немецких аристократических семей, и ближайший ее аналог в массовой культуре — американское братство «Череп и кости» в Йельском университете. Далее следует буршеншафт (Burschenschaft). Как уже упоминалось выше, это братство консервативных и националистических взглядов. Благодаря своей социальной терпимости именно буршеншафты были и остаются наиболее популярной формой студенческой корпорации. Существовали уже упомянутые землячества-ландсманншафты (Landsmannschaft), более либеральные и открытые. Чуть позже появились и «братства по интересам», вернее, по пению — своего рода кружки. Они назывались зенгершафтами. Но это так, культурный досуг для скучных немецких молодчиков XIX века. Имелись религиозные братства — католиков и протестантов.
Весьма популярны были турнершафты. В этих братствах занимались исключительно одним делом и никаких других не признавали — там фехтовали. Студенты исключительно серьезно относились к чести, и для защиты своего доброго имени бурши шли (и идут сейчас) на всё что угодно. Самый проверенный и надёжный способ, к тому же дающий возможность выплеснуть молодую энергию и ярость — это, разумеется, дуэль. Европейская дуэльная традиция предполагает употребление внутрь либо огнестрельного, либо холодного оружия, и, несмотря на наличие весьма и весьма глубокого и хорошо разработанного кодекса дуэли на пистолетах, традиции фехтовального поединка гораздо более обширны и стары. Студенты выбрали сталь. Я говорю о знаменитом мензурном фехтовании, шрамы от которого на всю жизнь остались у таких известных личностей, как Эрнст Кальтенбруннер или Отто Скорцени. Основной принцип поединка: дуэлянты фехтовали, не сходя с места. Кроме того, им было запрещено уклоняться от ударов — допускалось только парирование оружием. Чтобы уравнять шансы поединщиков разной комплекции, двигать разрешалось не всей рукой, а только её кистью. Так что мензурное фехтование соблюдало главную идею фехтования вообще — более щуплый, но искушённый человек мог спокойно победить крупного, но неуклюжего соперника.
Для защиты жизненно важных органов оба пауканта надевали стёганый ватный фартук на обнажённый торс. Руки защищали рукавицами, а глаза обычно прикрывали специальной маской или чем-то вроде сварочных очков. По регламенту победителем считался тот, кто первым пустил сопернику кровь, резанув его саблей или рапирой по лицу. При каждом поединке присутствовали секунданты-шлеппфуксы, проверявшие оружие, и два врача, которых называли Paukarzt в Германии и Bader («цирюльник») в Австрии. Стоит отметить, что анестезию при операциях не применяли, и раненому полагалось молча сносить все тяготы медицинского вмешательства. Несмотря на опасность и болезненность мензурных поединков, они были невероятно популярны — примерно как американский футбол в колледжах США. Победитель защищал доброе имя — своё или корпорации, а побеждённый хвастал мужественными шрамами перед дамами.
Гораздо более популярна сейчас вторая традиция старых студенческих корпораций — пивные вечера. Хотя, по правде говоря, это было пьянство чистой воды. Тем не менее дионисийские процедуры тоже имели строгий регламент. Откуда такая страсть к правилам? Эстетика и история. Буршеншафты возникли в начале XIX века, в разгар романтизма и буренатисковщины, в эпоху оживления славных рыцарских традиций — в том числе и страсти к всяческим кодексам. Кроме того, нужно помнить и о полумасонских студенческих орденах, которые хоть и исчезли сравнительно быстро, но оставили после себя важные элементы организационной и корпоративной структуры. Иногда коммерсы (так называются увеселительные собрания) связывались с определённым торжеством, но чаще просто случались раз или два в месяц. Именно там проводили обряды: фуксы (новички, от немецкого Fuchs — «лис») должны были, сидя на пивной бочке, прочитать стихотворение или поэму, выпивая после каждого четверостишия полную кружку пива. По негласному правилу литературные произведения для этого выбирали весьма длинные, и неофиту приходилось выпить за вечер несколько литров. Вторая особенность студенческих пивных вечеров: коллективное пение песен, в том числе и корпоративных. Более того, многие корпорации издавали на собственные средства целые песенники. Ещё одна интересная традиция — так называемая «Саламандра», вероятно, позаимствованная у моряков или ландскнехтов. Эта церемония открывала и закрывала пивные собрания. По сигналу председателя участники банкета проводили дном кружек по столу, а затем три раза ударяли ими о столешницу. Очень важной, практически незаменимой частью коммерса был «рвотный тазик», или Kotzbecken, прикрученный к стене на уровне груди. Рядом с ним находились две ручки — для удобства.
В общем, германские студенческие братства имели множество традиций, так или иначе связанных с немецкой культурой и историей — весьма консервативных по духу. Студенческие корпорации есть во Франции, Италии и прочих странах Западной Европы. Удивительно, но в Англии подобная практика не прижилась. Полагаю, что корпорации там вытеснены клубной системой и ложами вольных каменщиков. Существует система братств в Северной Америке, однако тамошние fraternities хотя и невероятно популярны в массовой культуре, сильно отличаются от классической европейской корпорации. К примеру, если в Европе бюджет корпорации состоит из взносов корпорантов (в том числе и почётных), то в США деньги на братства выделяет университет. Кстати, подобные «объединения греческих букв» отлично обстебали в новом сезоне «Южного парка»: студенческие братства занимаются пропагандой и навязыванием воинствующей толерантности и политкорректности, а в свободное время пьют и дерутся.
Ruthenia
Теперь о том, как обстояли (и обстоят сейчас) дела студенческие в России. Всё началось в тихой Прибалтике. Остзейские земли всегда были у нас передовыми. Здесь и умеренная близость к Петербургу, и прусский климат, да и вообще — Прибалтика есть рама для «окна в Европу». Русские студенческие корпорации тоже пришли оттуда, с балтийским ветром и русским поэтом Языковым. Мы не слишком сильно отставали от Германии — первая корпорация возникла в Дерптском университете в 1808 году и называлась Curonia. К слову, сам университет открылся в 1802 году (раньше там действовала шведская академия, но её закрыли в XVIII веке) — Александр I позаботился об образовании остзейского дворянства. Первые студенческие корпорации таким образом были немецкими и объединяли немцев из Эстляндской, Курляндской и Лифляндской губерний. В 1829 году появляется первая русская корпорация — Ruthenia. Именно «Рутению» основал Николай Михайлович Языков, чьими стихами о вольности и песнями молодости восторгался Александр Сергеевич Пушкин. Например, песня о вине:
…Скажу короче: в жизни сей
Без Вакха людям все досада:
Анакреон твердит нам: пей!
А мы прибавим: до упада.
Полней стаканы, пейте в лад!
Перед вином благоговенье;
Ему торжественный виват!
Ему — коленопреклоненье!
Или патриотическое:
…На бой, на бой!
И жар баянов
С народной славой оживет,
И арфа смелых пропоет:
«Конец владычеству тиранов:
Ужасен хан татарский был,
Но русский меч его убил!
В общем, Языков был настоящим студентом, и во многом благодаря ему студенческие корпорации вырвались из тесной Прибалтики на русские просторы.
Триколоры русских студенческих корпораций. Нажмите для увеличения
В 1829 году в Москве возникает Landsmannschaft, незатейливое землячество немецких студентов. Вскоре он исчезает (видимо, организаторы просто выпустились из университета). А вот в 1837 году русские студенты создают в Санкт-Петербурге студенческую местную корпорацию Ruthenia({{4}}). Одновременно с ней (после того, как в «Рутению» пришёл немецкий студент по фамилии Прейс) возникает и немецкая корпорация, Baltica. Обе группы сразу же начали соперничать и бузить втихаря. Ничем особенно важным они не запомнились. По одной версии, «Балтика» и «Рутения» в 1844 году самораспустились по распоряжению властей, по другой — распались из-за распрей. Университетский Устав 1835 года (как, впрочем, и 1861-го) прямо запрещал любые студенческие объединения. Радикальные формирования, которые к тому же невозможно контролировать, оказались в Петербурге не к месту — особенно в николаевском, охранительном Петербурге. Эпоха славы русских студенческих братств была впереди.
Далее: часть II
[[1]] Ассоциация профессоров (лат.) [[1]]
[[2]] Ассоциация студентов (лат.)[[2]]
[[3]] Здесь может возникнуть определённая путаница: остальные формы студенческого братства — тоже корпорации. [[3]]
[[4]] Россия (лат.) [[4]]