Текст: Шибли Телхами. Перевод: Григорий Николаев, «Спутник и Погром»
Брукингский институт (осн. 1916, Вашингтон, Округ Колумбия) — исследовательский институт в США, один из важнейших аналитических центров (think tank), специализируется на общественных науках, муниципальном управлении, внешней политике и мировой экономике.
Американские лидеры и политические комментаторы хором утверждают, что если палестино-израильский конфликт не разрешить путем создания двух национальных государств, Израиль не сможет оставаться одновременно и демократическим, и еврейским государством. Еврейская демократия подразумевает еврейское большинство; но если Израиль займет территории Западного берега и Газу, большинством станут как раз арабы. Удивительно, но все эти болеющие за будущее Израиля эксперты не заметили, что половина евреев Израиля теперь поддерживают не просто государство еврейского большинства, а государство, принадлежащее только и исключительно евреям.
Последний опрос Pew Research Center, проведенный в Израиле, ясно показывает новый и пугающий тренд в израильском обществе, и этот тренд не сулит ничего хорошего идее мирного сосуществования арабов и евреев, и так трещащей по швам в результате действий Израиля на Западном берегу Иордана и в Газе.
В опросе, проходившем с 14 октября 2014-го по 21 мая 2015 года, принял участие 5601 совершеннолетний житель Израиля (я работал в этом проекте в роли советника). Оказывается, 48% израильских евреев согласны с утверждением «арабов следует изгнать или вывезти из Израиля». 46% евреев с утверждением не согласны. Но еще больше пугает тот факт, что депортировать арабов хочет большинство каждой из крупных религиозных общин страны — включая 71% ортодоксальных иудеев.
Хотя возраст и слабо влияет на отношение опрошенных к арабам, молодые израильтяне чаще других согласны с необходимостью избавиться от соседей.
Подобное отношение к арабам основано на характерном понимании израильтянами собственной идентичности и на самой природе Израиля как государства. Лишь треть евреев, живущих в стране, согласна с тем, что израильская идентичность стоит выше еврейской. Большинство евреев (за исключением неверующих) считает, что их еврейство — основа их жизни.
Подобные взгляды, конечно, окажут влияние на институт гражданских прав. Очевидно, что большинство евреев-израильтян (по опросам — 98%) поддерживают право каждого еврея в мире совершить алию — иммигрировать в Израиль, автоматически получив его гражданство. Но вот что поразительно — 79% евреев (включая 69% нерелигиозных евреев) утверждают, что евреи Израиля заслуживают «особого отношения» и преференций — что мало соотносится с идеей демократии и равных прав для всех граждан страны.
Подобные настроения не сулят ничего хорошего израильтянам арабского происхождения — их в стране 20%. Да, настроения эти переменчивы; порождены они отношениями между евреями и арабами внутри страны, хотя не стоит отрицать и влияние более широкого палестино-израильского конфликта. Как и их сограждане-евреи, израильские арабы (по большей части исповедующие ислам; но есть среди них и христиане, и друзы) ставят свою национальную и религиозную идентификацию выше своего израильского гражданства. С каждым витком противостояния между Палестиной и Израилем на Западном берегу Иордана группы внутри Израиля все сильнее начинают цепляться за свою самоидентификацию по этническим и религиозным признакам. К сожалению, разделить палестино-израильский конфликт и напряженность между арабами и евреями внутри Израиля не представляется возможным.
В последние годы факт неприязни между евреями и арабами стал центральной израильской темой; сказывается потеря надежды на создание двух сосуществующих государств и развитие социальных медиа, позволяющих транслировать взгляды, которые люди раньше не высказывали прилюдно. В эру Фейсбука и Твиттера арабы и евреи начали впрямую оскорблять друг друга: вот араб радуется новостям об убийствах палестинцами израильских солдат; а вот еврей запостил плакат «Смерть арабам». Едва ли это признак мирного сосуществования народов. Ну а с остальным справятся политики-оппортунисты, экстремисты и агитаторы с обеих сторон.
Но есть в ситуации и вина Америки. Проблема не в каких-то дипломатических ошибках и неудачах; проблема в том, как американцы понимают саму суть этого конфликта и природу Израиля как государства. Президент Обама, если он действительно хочет поспособствовать перед окончанием своего президентского срока урегулированию палестино-израильского конфликта, мог бы для начала обратить внимание на свои формулировки, которые искажают природу противостояния и отвлекают внимание от корня проблемы.
Во-первых, взгляд на арабов как на потенциальную демографическую проблему Израиля порочен сам по себе. Такой подход ставит еврейство выше демократии. Мало того, в результате говорить об израильской оккупации Западного берега и Газы начинают вообще не с того конца — тут дело не в природе Израиля, оккупация нарушает международное право и противоречит резолюциям ООН.
Во-вторых, хотя страны и имеют право на самоопределение (и международное сообщество должно уважать этот выбор), американские политики, всем сердцем принимающие «еврейство» Израиля, мешают разрешению палестино-израильского конфликта и прямо противоречат собственным принципам, требующим равенства всех граждан перед законом.
В 1947 году Генеральная ассамблея ООН рекомендовала (в Резолюции 181) разделить Палестину на арабское и еврейское государства. Палестино-израильский конфликт, как считают многие, можно закончить, создав два государства; право евреев на самоопределение не должно мешать праву палестинцев на самоопределение. На деле Америка поддерживает еврейское государство и игнорирует палестинское, и это мешает конфликту разрешиться.
Если создание двух государств окажется невозможным, Америка между демократией и еврейством выберет демократию. Опросы общественного мнения это подтверждают: согласно опросу, проведенному в США в ноябре 2015 года, 72% американцев в случае невозможности создания двух государств предпочтут видеть Израиль демократическим государством — даже если это будет означать, что Израиль перестанет быть государством еврейского народа.
Мало того, даже если два независимых государства — палестинское и еврейское — будут созданы, Америка должна занять принципиальную позицию: если Израиль является государством еврейского народа, то все его граждане должны быть равны перед законом. То же самое касается и палестинского государства: да, это государство палестинского народа, но все его граждане должны быть равны перед законом. Американская позиция должна стоять именно на этом принципе; никакие антидемократические меры именем еврейского народа оправдывать нельзя.
Оригинал материала на сайте Brookings.edu