Что случилось с миром за неделю 28 июля – 1 августа 2014?

week

Гражданская война в Сирии: что произошло и что будет дальше?

Пока ИГИШ строит халифат в Ираке, а ЦАХАЛ штурмует арабские кварталы в Газе, режим Башара Асада проявляет удивительную волю к жизни и даже, страшно сказать, приближается к победе. Или, напротив, готовится сгинуть в последнем решающем бою. Это уже как посмотреть.

Несмотря на то, что за последние несколько недель правительственные войска потеряли 1240 человек убитыми, в целом сирийское правительство достигло впечатляющих успехов: вернуло контроль над газовым месторождением «Аш-Шаер» в Пальмире (и это было самое кровопролитное сражение в стране с 2011-го года).

mini1

Возле газовых месторождений «Аш-Шаер» в Пальмире. Оденат бы одобрил

Важность этого момента нельзя недооценивать: хотя добыча газа в Сирии с момента начала гражданской войны сократилась на 30%, сохранение контроля над газораспределительной системой Сирии (покрывающей всю страну) чрезвычайно важно для режима Асада, потому что снабжение газом даже удерживаемых мятежниками территорий оказывается, таким образом, в руках правительственных войск, что даёт Асаду дополнительный козырь в переговорах с мятежниками. Но даже если бы правительственные войска и не смогли вернуть месторождения, то потом правительство в Дамаске просто купило бы газ у исламистов, как оно уже делало это ранее. Кстати, доказанный факт торговых сношений между режимом и исламистской частью повстанческого движения в стране является косвенным доказательством того, что Асад специально выпустил из заключения множество исламистов, чтобы те, в свою очередь, наводнили ряды мятежников и ослабили угрозу реального перехвата власти. План очень рискованный (сразу вспоминается, как в 1980-х Израиль поддерживал «ХАМАС» в его борьбе против «ФАТХа»), но определённая логика в этом есть: для Асада главное — сохранить позиции правящего клана, исламисты связывают светских мятежников на севере страны, оставляя западные и побережные провинции в относительной безопасности.

Другим успехом стало взятие в начале месяца промзоны Шейх Наджар и первый за последние 7 месяцев вооружённый рейд в районы Бустан аль-Баша и Салахеддин. В чём же успех? Собственно, значимость события заключается в следующем: все эти районы являются частью Алеппо, одного из главных городов Сирии (до войны там жили 2,5 миллиона человек), экономического центра севера страны и, по сути, главной опоры мятежников, – взятие ими города в 2012-м году помогло переломить ход войны и превратить обречённый на поражение мятеж в полноценную гражданскую войну.

Если правительственные войска захватят город, то повстанцы потеряют четвёртую из ранее захваченных ими агломераций (ещё были Ракка, Дейр-эз-Зор и Хомс). А если этому поспособствуют не правительственные войска, то тогда силы ИГИШ, приближающиеся к Алеппо с востока. Если кто успел забыть, радикальные джихадисты находятся в состоянии войны с «умеренной» частью сирийских повстанцев (в ходе этого противостояния погибли уже 7 тысяч человек). Повстанцы уже не могут оказывать достаточного сопротивления наступающим правительственным войскам в районе Алеппо по причине нехватки припасов. Да и среди местного городского населения мятежники (в основном выходцы из сельской местности) популярностью совсем не пользуются, в то время как Асад обещает щедрую программу реконструкции города.

А где не помогает пряник, там поможет кнут: правительственные войска сбрасывают на жилые кварталы Алеппо так называемые «баррельные бомбы», цистерны нефти, наполненные взрывчаткой. Помимо причинения больших страданий жителям захваченных территорий, эти бомбардировки позволяют эффективно сорвать поставку припасов и медицинской помощи в районы, удерживаемые мятежниками, что делает дальнейшее пребывание под властью этих самых мятежников крайне нежелательным для гражданского населения. Такой снаряд можно сделать очень легко и дёшево (от $200 до $300) из подручных материалов, так что Асаду даже не нужны поставки соответствующих комплектующих из-за границы.

Досмотрите видео до конца и сможете в очень хорошем качестве увидеть эффект от падения одной баррельной бомбы

Как можно заметить, у «умеренной» оппозиции дела идут совсем неважно. А как же помощь в размере $500 миллионов, обещанная Обамой? Ну, первая партия уже прибыла, но со своим планом помощи «хорошим мятежникам» Обама опоздал года на два. К тому же весьма высока вероятность того, что радикальные исламисты тем или иным способом отберут это оружие для себя, ведь ИГИШ возвращается в Сирию с оружием, захваченным у вооружённой американцами иракской армии.

Всё это, конечно, не означает окончательной и бесповоротной победы для Асада. По сути, Дамаск, как сказал бы Тацит, превращает половину страны в пустыню, чтобы потом назвать всё это «миром». Но так как мыслит Асад категориями клана, то для него и его семьи это будет, безусловно, победа.

Украинский кризис: интриги и международная реакция

На этой неделе стало известно о том, что ЕС присоединяется к секторальным санкциям против России. В качестве «бонуса» к санкциям Гаагский суд вынес постановление о выплате Россией $50 миллиардов акционерам «ЮКОСа», которые скорее всего будут изыскиваться через арест зарубежного имущества РФ (и, может быть, даже музейных ценностей вроде скифского золота из Крыма, которое выставляется сейчас в Европе). Решение это, конечно, было политически мотивированным, но свою роль сыграл и тот важный факт, что перед самым арестом Ходорковский продал свою долю в «ЮКОСе» Якобу Ротшильду, представителю известной банкирской династии: статус РФ как государства явно недостаточно велик, чтобы тягаться с представителями финансовой элиты Первого мира. Однако, несмотря на тяжёлые штрафы, эффективно изолировать Россию по образцу Ирана будет очень трудно: доля РФ в мировой экономике составляет 3% (против иранских 0,5%), подушка безопасности в виде международных резервов составляет примерно $472 миллиарда (в любом случае больше иранских $68 миллиардов), да и для ряда европейских гигантов (вроде австрийской OMV) обострение конфликта России и Европы является большой проблемой. Это не значит, что всё будет хорошо, но повторение в России иранского кошмара весьма маловероятно.

Также американцы решили подсобить киевскому правительству после его бесчисленных неудач: американские военные и разведчики пообещали помочь украинской армии с разведданными по позициям донбасского ополчения. Учитывая то, что часть армии живёт подножным кормом и пожертвованиями, хотя бы это может несколько исправить положение. Но ненамного: чтобы содержать боеспособную и готовую к войне армию численностью около 200 тысяч человек, Украине нужно тратить не меньше $20 миллиардов в год, но даже в куда более спокойные и богатые годы украинское правительство тратило на ВС не больше $1,3 миллиарда. Сейчас, по самым оптимистичным оценкам, Украина может позволить себе «выставить в поле» не более 35 тысяч солдат, из которых лишь 10-12 тысяч будут способны к наступательным операциям. Видимо, с этими целями Киев решил ввести в стране «военный налог» в размере 1,5% от зарплаты каждого работающего украинца. Эта новость (а также сообщение о новой волне мобилизации) позволяет считать, что киевское правительство готовится, как бы абсурдно это ни звучало, воевать за Крым. Экономическая ситуация на Украине очень плохая, а война на востоке позволяет «утилизировать» наиболее беспокойную и активную часть населения, а также накапливать политический капитал за счёт эксплуатации патриотических чаяний населения.

mini2

Что же до позиции Кремля, то сообщения НАТО про «15 тысячах российских солдат на границе с Украиной» могут означать что угодно: последние несколько месяцев Путин всеми возможными способами уклонялся не только от интервенции в Новороссию, но даже просто от поддержки донбасских ополченцев, однако недавнее ужесточение санкций могло заставить его взглянуть на ситуацию по-новому и решиться на интервенцию в Новороссию. Следует понимать, что даже те санкции, что наложены на Россию сейчас, ввиду обстановки в мире – это тень от того, что могло бы быть, ведь у американцев с их глобальными интересами и так уже слишком много забот: вывод американских войск из Афганистана сопровождается ощутимыми победами талибов; иранские ядерные переговоры затягиваются и впереди интригующая неизвестность; очередная война в Секторе Газа с перспективами ухудшения; патовая ситуация в Сирии. Поверьте, если бы на повестке дня стояла только Украина, то России пришлось бы гораздо хуже. А так даже военная помощь Обамы Порошенко (оборудование стоимостью $5 миллионов) – это жалкие крохи от того, что достаётся каким-нибудь ливийским оборванцам. Хотя следует понимать, что в США есть запрос на куда более серьёзные меры: часть сенаторов считает, что США должны вооружить Украину средствами противовоздушной обороны для отражения возможных атак со стороны РФ. Обаме с его рейтингом популярности в районе ватерлинии эта идея может показаться чрезвычайно соблазнительной.

Но вернёмся к Путину: нынешний кризис обнажил его очевидную неспособность защищать своих. На днях стало известно о том, что «ЛУКОЙЛ» продаёт все свои АЗС на территории Украины «из-за резкого падения продаж и случаев блокирования заправок боевиками «Правого сектора»». То есть украинская сельская гопота (которая стерпела убийство одного из своих знаковых лидеров) сумела вынудить компанию Вагита Алекперова, одного из 200 богатейших людей РФ и друга Путина, бежать через границу в женском платье эвакуироваться с большими убытками, чтобы, судя по всему, никогда не вернуться? Такие инциденты наверняка провоцируют в Кремле разговоры в духе «Володька старый стал, совсем мышей не ловит уже». Если Путин не введёт войска на Украину в ближайшее время, то потери его приближенных будут расти, пока, наконец, недовольство его бездействием среди элит не достигнет критического предела, за которым может последовать дворцовый переворот, – вариант развития событий, постоянно встречающийся в русской истории (включая советский период). Это такая акция: «выбирая позор, по специальной акции вы получаете войну бесплатно и большую скидку на смену режима».

mini3

Хокку: «Робкие детские крики
Сотрясали сумерки мира
Перемога»

 

Эпидемии в Африке и Азии: смерть и неизвестность

На прошлой неделе вирусом Эбола заразился единственный в Сьерра-Леоне специалист по этой болезни Шейх Умар Хан – на днях он умер. Таким образом, он стал очередной жертвой вспышки распространения вируса, начавшейся в этом феврале и к настоящему моменту забравшей жизни более чем 670 человек в четырёх странах Африки (ещё Гвинея, Нигерия и Либерия). Вирус впервые появился в 1976-м году, и никому непонятно, как его лечить, а 6 из 10 заболевших умирают. Что особенно жутко, так это то, что африканские селяне искренне считают, что вирус распространяют миссии Красного Креста и других гуманитарных организаций, и поэтому не пускают их в свои деревни и даже угрожают им. В Сьерра-Леоне имели место масштабные марши протеста, а в Гвинее из-за атак на лечебный центр пришлось провести эвакуацию миссии.

Но вирус уже начал появляться даже в больших городах, например, в Лагосе (один из городов-левиафанов). «Доктора без границ» уже заявляют, что вирус вышел из-под контроля. Учитывая, что в трёх из четырёх стран есть международные аэропорты, присутствует некоторая вероятность того, что вирус может покинуть пределы Африки (где предыдущие четыре десятилетия он убивал преимущественно жителей отдалённых деревень). Но опасные заболевания терзают не только чёрный континент.

mini4

Теперь Эбола пришла и в Западную Африку

На прошлой неделе на северо-востоке Китая целый город был закрыт на карантин из-за вспышки бубонной чумы, а на территории Юго-Восточной Азии распространяется вид малярии, не поддающийся лекарственному лечению. Совсем необязательно, что эти вирусы были разработаны и выпущены на свободу специально (хотя учёные любятэкспериментировать с созданием новых и изменением старых вирусов): одной из главных характеристик вирусов является их склонность к мутации и изменениям. Все эти известия о распространении опасных болезней должны служить нам лишним напоминанием о том, как хрупок и беззащитен человек перед миром, который зачастую стремится его убить. Да, на пути к новому дивному мируHomoSapiens должен будет преодолеть немало препятствий, самым страшным из которых являются смертельно опасные инфекции.