Темный век светлейшей Церкви

9494

В РПЦ сложилась интересная ситуация с «первой десяткой» интеллектуалов: кроме церковного образования, полученного экстерном, все они имеют светские дипломы. Как правило, сначала у них был столичный гуманитарный вуз, потом стажировка в лаборатории или на кафедре и только в конце, после долгих метаний, духовная академия.

Отец Андрей (Кураев) закончил философский факультет Московского государственного университета. Отец Георгий (Митрофанов) — исторический факультет Санкт-Петербургского университета; до поступления в семинарию служил младшим научным сотрудником отдела рукописей Государственной публичной библиотеки. Митрополит Илларион (Алфеев) является доктором философии Оксфордского университета. Отец Петр (Мещеринов) постигал композицию в Московской государственной консерватория имени П. И. Чайковского и долгое время работал во МХАТе имени А. П. Чехова. Отец Андрей (Лоргус) имеет за плечами психологический факультет МГУ. Отец Максим (Козлов ) изучал древние языки на кафедре классической филологии. Отец Иануарий (Ивлиев) — физический факультет Санкт-Петербуржского университета, кафедра физики атмосферы. Отец Алексей (Уминский) — факультет романо-германских языков Московского областного университета.

Даже если семинария была первой, после нее обязательно будет что-нибудь светское. У монаха Диодора (Ларионова), талантливого молодого теолога, значится университет города Патрас — крупнейший в Греции. Вопрос: зачем он ему понадобился после полного курса «сергиево-посадской теологии», продолжавшейся аж 8 лет к ряду?

Практически за каждым осмысленным словом, исходящим от Церкви, стоит высококлассная подготовка, полученная вдали от монастырских стен. Авторов, воспитанных по собственным методиками, у РПЦ нет. Верней, есть, но такие, что не дай Бог.

Скандально известный отец Всеволод (Чаплин) ограничился бурсой. Результат налицо. Глава неудавшегося раскола Диомид (Дзюбан), прославившийся борьбой с ИНН, сугубо «системный» человек: семинария, академия, космос.

Как к ним относится иерархия? Показательный сюжет: в прошлом году два митрополита, Аристарх и Иосиф, написали проект «Положения о монастырях и монашествующих» и выложили его для обсуждения на bogoslov.ru. Комментировали в основном монастырские насельники. Может, не всегда удачно, но по делу, всерьез и с уважением . Какова реакция архиереев? «Расстриги, нехристи, беглые попы, сектанты! Пшли вон!»

О чем это говорит? О том, что епископ, как и всякий другой отечественный начальник, считает себя умнее подчиненных. Если у меня власть, думает он, значит я лучше других знаю, что есть благо.

Истина и ложь? Правда и кривда? Свет и тьма? Разберет не глядя. Еще бы. Наместнику Бога положено быть всеведущим. А книжечки и статейки всякие, которыми гуманитарии по неразумию строчат — гордыня и самомнение. Ну кто ты такой без посоха с алмазами? Посмешище. Брысь.

Руководствуясь подобными настроениям, епископы время от времени приказывают замолчать особо заметным клерикальным интеллектуалам, угрожая дисциплинарными взысканиями. Кажется, отец Петр (Мещеринов) и отец Георгий (Митрофанов) абсолютные чемпионы по числу «печатей на уста». В среднем два-три раза в год. У других чуть мягче, но тоже особо не разговоришься.

Рядом с церковными литераторами стоят духовники. Вопреки устоявшемуся мнению они действительно могут помочь. Дело не в магии, а в понимании. Хороший священник знает людей доподлинно. Редкий психоаналитик беседует со своими пациентами, когда у тех нет денег на сеанс, а батюшка открыт для «разговоров по душам» круглый год и бесплатно. За десять-пятнадцать лет они накапливают колоссальный практический опыт.

Как к ним относятся епископы? Давят. Ибо нет на свете другого светоча веры, кроме его преосвященства. Оно, преосвященство это, мало того что с Гегелем и Оригеном на короткой ноге, так еще и в духовных делах Серафим Саровский. А как иначе? Начальство же.

Духовники терпят епископов. Интеллектуалы c дипломами мирового уровня терпят епископов. Рядовые священники терпят епископов. Малообразованных, злых, психически нездоровых, жадных. Зачем? Нельзя ли их как-нибудь подвинуть? Образумить, наказать, набрать новых?

У епископов есть мощный оружие. Гадкий светский чиновник, каким бы пронырливым и скользким он ни был, не может залезть вам в душу. Дела делами, но от семейной божницы вы его откинете одним пинком. Не трожь святое!

С епископом не так. Епископ может запретить причастие, а для человека, живущего Новым Заветом, такое наказание смерти подобно. Причастие — жизнь христианина. Его «секретная копилка в пустоте». И вот ее епископ вправе отнять. Почему? Так сказано в Евангелии. Есть цитаты. Никуда не денешься. Страшно? Вот именно.

Убрать с кафедры невменяемого прелата сложнее, чем скинуть вора-губернатора. Дойдя до нужной точки и изготовившись к действию христианин вспоминает о риске остаться без духовной пищи и опускает руки. Владыки, хитрые и злобные бестии, отлично знают свое оружие и умело им пользуются. Поэтому если он сел на кафедру — он сел на кафедру. Бетон.

Отсюда бегство из Церкви. Молодые священники, не те, которые в социальных сетях скандалы устраивают, не Охлобыстины, а тихие и молитвенные, попав под запрет, сворачивают манатки, берут в охапку жену и детей и, как когда-то протопоп Аввакум, уходят в раскол.

Русских Православных Церквей, «автономных», «независимых», «древлеправославных» и прочих подобных сейчас несколько десятков. Есть отдельные храмы, которые сами по себе. Есть монашеские общины, живущие на манер египетских пустынников. Откуда они? Да все оттуда же. Из епископских приемных.

Внутри самой церкви из стороны в сторону прокатываются глухие волны недовольства. Патриархия о них отлично осведомлена. Послушайте выступления Чаплина. Через слово вопли о захвате власти, о свержении, о заговорах. «Чует кошка, чье мясо съела».

В далеком 1918-ом ситуация была примерно та же. Церковные люди год за годом наливались яростью, пока, наконец, не выплеснули ее наружу, прогнав нерадивых епископов прочь. Верующие, почуяв волю, сломя голову бежали из бывшей «первенствующей церкви», невзирая на призывы, причем вполне обоснованные, к единству перед «красной угрозой».

Ожесточение оказалось настолько сильным, что его с лихвой хватило на создание четырех (!) независимых православных церквей. Большевики стояли разинув рот. Если бы не вековая работа «блистательного епископата», они бы в храм и носа не сунули. Подумать только: комиссарская сволочь вскрывает мощи преподобного Сергия Радонежского, а ее за это не побивают камнями! Как такое возможно? Там же главная русская святыня! Самый дух Северной Руси. Ее святая святых.

Долгое время это было загадкой. Зато сейчас мы доподлинно знаем ответ. Открываешь церковный календарь на странице с архиереями и видишь его воочию.