Есть такое дерево — эвкалипт. В эвкалиптовых лесах не живут звери и насекомые, там всегда полная тишина, нет ни единого червячка, не слышно пения птиц, не шелестит трава. Ядовитые испарения эвкалипта в самом буквальном смысле этого слова выжигают всё вокруг.
Советская и постсоветская государственность — это эвкалипт. Характерным её признаком является всепоглощающая казёнщина, точно так же выжигающая всё живое. Взять, скажем, православие. После семидесяти лет гонений в стране началось «православное возрождение», прекратились притеснения верующих, некоторые обряды и праздники вошли в обиход наряду с советскими. В общем, это неплохо: в конце концов, люди имеют право веровать во что заблагорассудится, и у каждого народа есть своя религиозная традиция.
Но что получилось к 2015 году? Отвратительное комсомольство под православными крестами, когда с телеэкранов откормленные морды учат население деревенским «мудростям», русский патриарх топит за христиан Сирии, но стыдливо отмалчивается про русских христиан Донбасса (уничтожаемых в том числе сектантами-униатами). Представители «государственной религии» — вполне почтенной, кстати, в том числе и по европейским меркам — эпатируют обывателя людоедством, православная информационная кампания провалена, имидж — хуже некуда. С официозным православием «борются» бессмысленные шлюхи в цветных балаклавах — это обсуждается в течение месяцев по всей стране.
Но главное — завтра же всё это можно при желании выключить по щелчку пальцев. На чём стоит современное официозное русское православие? Да ни на чём. Разве что на телевизионной болтовне — и то сомнительно. На незначительном количестве индоктринированных сумасшедших серьёзную структуру не построить. Остаются только безвестные провинциальные батюшки, занимающиеся богоугодными делами чуть ли не скрываясь от своего начальства и официальных властей.
Меж тем любая серьёзная религия стоит на мучениках за веру: собственно, это главное, а иногда и единственное её оправдание. Есть бог или нет — чёрт его знает, но вот были ребята, которые считали, что он есть, а их за это ножичком по горлу. Это снимает всякие вопросы и претензии. Во всяком случае, большинство. Люди готовы добровольно идти на смерть — значит, их позиция чего-то стоит.
В 1990 году был убит священник Александр Мень. Обстоятельства убийства довольно загадочные, официальные версии по сегодняшним меркам выглядят весьма празднично, сам Мень по христианским меркам «либерал». Тем не менее факт гибели за веру бесспорный, причём гибели в формально ещё коммунистическом государстве (точнее, формально коммунистическим СССР перестал быть после отмены 6-й статьи в марте 1990-го, но Мень и до этого публиковался и выступал).
И что? Кто-нибудь что-нибудь слышал о нём? Раз в год вспомнят на третьестепенном телеканале в час ночи, а всё остальное время — Чаплины и Гундяевы в швейцарских часах. Или убийство монахов в Оптиной Пустыни — 1993 год. Подняты ли на щит эти трое мучеников современным православием? Ничего похожего. Наконец, совсем бесспорный пример — Евгений Родионов. Зверски убит в Чечне после злодейских пыток и требований отречься от Христа. Не отрёкся, казнили, православная церковь его даже канонизировала, про Родионова однажды (совсем давно) показывали документальный фильм. Там была его мать, которая заявляла, что гордится сыном и считает его решение правильным, а в конце звучала песенка, у которой я почему-то запомнил последние полкуплета:
Паренька простого
Каждый помнит пусть
Воинством Христовым
Да воскреснет Русь
Это Пример. С циничной прагматической точки зрения, перед нами подарок для церковных проповедников, а заодно и для военной пропаганды. И я думаю, не нужно объяснять, почему Евгений Родионов ныне забыт, а вместо него под видом православных людей показывают казённые морды, которые лезут защищать веру вовсе не в окопы, а всё больше почему-то в театры и музеи.
Сегодня широко праздновался День народного единства. Появившись внезапно взамен 7 ноября, праздник на некоторое время стал «Днём Русского марша» (мероприятия небесспорного, но хотя бы более-менее понятного и отчасти даже стихийного). Но эвкалипт российской государственности всё сжёг. По улицам столицы и других городов шли радостные «трудящиеся» ста двадцати пяти национальностей, изображая радость, веселье, а заодно верность курсу партии и правительства. С обязательными мантрами богу многонациональности и продолжению государственной программы россиянизации всея Руси.
http://www.youtube.com/watch?v=4BkCwVB_qjs
Всё это прекрасно, только грош цена этому безобразному веселью. Когда было национальное единство? Реальное. Ну, в 1612 году понятно, а чтобы современные жители России ощутили себя действительно единой нацией?
Летом 2014 года.
Вереница добровольцев, уходящих в ополчение, мужчин и даже женщин разных политических взглядов — от ультраправых, монархистов и «белогвардейцев» до национал-большевиков, коммунистов, советских патриотов и антифы. В соседних окопах сидели краснознамённые интербригады и диверсионно-штурмовые группы с Андреевскими крестами в красной окантовке. В ополчение уходили (кстати говоря) действительно люди всех национальностей. В Донбассе работала куча стрингеров и военкоров, причём поехало большинство не за деньгами, а из убеждений, сознательно. Миллионы — от школьников до пенсионеров, от нищебродов до богачей — жертвовали свои кровные деньги на гуманитарную помощь мирному населению и снаряжение для ополченцев. Флаги Новороссии висели даже в московских офисах, а георгиевская лента, наконец, обрела какой-то современный смысл.
ВОТ, казалось бы, то самое народное единство, причём в том числе МЕЖДУнародное — за Донбасс действительно погибали татары и буряты. И чего?
А ничего. Шиш тебе, а не единство. Сначала, заметьте, у ополченцев почему-то отобрали георгиевские ленты. Зачем? Затем, что это казённый символ, предназначенный специально для официозного празднования победы над неким «фашизмом». На фоне батальона «Азов» со свастанами и рунами, расквартированного возле российских границ.
Потом флаг. Флаг Новороссии — экстремистский. Во-первых, он действительно про национальное единство (Андреевский крест на красном фоне), во-вторых, имеет реальную боевую историю, в-третьих, просто красивый. Вуаля — теперь и этот флаг с незначительными изменениями использует казённая партия «Родина».
Флаг партии «Родина»
Ну и вишенка на торте — Нижегородское управление ФСБ СБУ, рассказывающее издателю Дмитрию Бастракову о том, что сверху приказано вообще забыть об ополчении, не упоминать ни в каком контексте и ни в коем случае не издавать книгу с воспоминаниями участника боевых действий. Не было такого. Вообще. Не было никакого единства, не было никаких миллионных пожертвований, никаких русских и даже, в конце концов, нерусских героев, ничего этого нет, а есть только марширующие по центру города клоуны и бюджетники в дебильных нарядах. Эти же люди, заметьте, борются с «переписыванием истории», причём чаще всего древней и допотопной. А современную, бесспорную и героическую, втаптывают в небытие.
У традиционных скинхедов есть понятие «Дух 69-го», где 69-й — год наибольшего расцвета субкультуры, давший ей толчок на многие годы вперёд. В качестве государственной задачи РФ, судя по всему, поставила не допустить появления «духа 14-го». Чтоб никакого национального единства реально не было, а были разрозненные и запуганные, сидящие по своим убогим квартирам людишки. Безо всякого «духа» смотрящие в телевизоре, как дешёвая массовка изображает для них нацию.
Честно говоря, по-моему, это предел. Я, конечно, не рассчитывал ни на какие «национальные повороты», но всё-таки наивно полагал, что к истории ополчения Донбасса будут относиться хотя бы нейтрально: мол, есть такие чудики, и ладно, лишь бы в России не чудили, тем более с оружием. Нет, создан казённый спойлер Союза Ветеранов, ключевые фигуры донбасского восстания убиты или политы грязью, маленькое издательство, выпускающее, в общем, относительно безобидную книжку с мемуарами ополченца, прессуют чуть ли не всей мощью государственной машины, а национальное единство изображают фрики в костюмах медведей. Приехали.
Фото: varlamov.ru
Медведь, кстати, символ для русского национализма плохой — опасных животных в качестве талисманов выбирают только школьники. Правильный символ — коала. Это единственное животное, которое жрёт эвкалиптовые леса.