В сегодняшнем выпуске: последствия падения малазийского самолёта и санкции против России, война в секторе Газа и на ком лежит ответственность за появление «ХАМАСа»
Россия, Запад и кризис на Украине: эхо авиакатастрофы в международной политике
Кто бы ни оказался виноват в падении самолёта, ещё до начала полноценного расследования трагедии произошедшее спровоцировало рост напряжённости и новые санкции против РФ. Не помогли Путину ни лекции Кургиняна, ни заверения западных партнёров в том, что «да свой я, свой!», — мы давно говорили о том, что Путина единогласно назначили виноватым, сделав из него «козла отпущения» с целью последующего ритуального избиения. Вот некоторые граждане Нидерландов откровенно требуют выгнать дочку Путина из своей страны. Американский сенатор Карл Левин, например, считает, что «Путина нужно наказать вне зависимости от того, кто именно сбил самолёт: российский солдат или поддержанный Россией сепаратист». И хотя Путин всеми силами уклоняется от вторжения в мятежные восточные регионы, американцы не перестают инкриминировать ему обстрелы территории Украины.
Со стороны США у нас: санкции против друзей Путина, «Внешэкономбанка», «Газпромбанка», «Калашникова», «Роснефти» и «Новатэка», а также десятка оборонных предприятий. У ЕС — санкции против компаний и людей, связанных с аннексией Крыма и поддержкой ополчения на востоке бывшей Украины. Но на носу — значительное расширение «чёрного списка» в Европе. От секторальных санкций Европа пока воздерживается, потому что американцы слишком заняты разрешением кризиса на дальних границах своей империи (в первую очередь имеются в виду Ирак и Афганистан), чтоб приложить необходимые (и очень серьёзные по причине тесных экономических связей) усилия для того, чтобы принудить Европу начать рубить связи с Россией, но такой вариант весьма вероятен. Конечно, лидеры стран ЕС пойдут на это не от хорошей жизни: просто с 1945-го Европа оккупирована американскими войсками и во «времена жара и стали» одной только хитрой дипломатией и шпионскими интригами не отделаешься. Да европейцы сами бы с радостью избавились от американцев: секретные тюрьмы ЦРУ в польских лесах их совсем не радуют. Поэтому Брюссель пока лишь «думает» насчёт масштабных секторальных санкций, а глава немецкого МИД говорит о том, что «эскалация конфликта на Украине всё ещё весьма вероятна», — мягкие дипломатические формулировки перед вероятным тяжёлым вздохом, за которым последует принятие тяжёлого и неприятного решения, навязанного американцами. Во всяком случае, среди политического истеблишмента США запрос на введение новых, куда более жёстких санкций против России весьма высок: на этой неделе ряд видных сенаторов (среди них Катон-старший Роберт Менендес) написали Обаме письмо, в котором просили его ввести жёсткие санкции, направленные против российского ВПК, ТЭК и финансовой отрасли. Справедливости ради отметим, что среди основной массы населения США настроения куда менее воинственные: трое из четырёх американцев против вмешательства американского правительства в кризис на Украине.
Друг России Роберт Менендес (слева)
Пока, впрочем, всё не так плохо. Масштабные секторальные санкции не введены, а по основным позициям европейцы показывают солидарность с Россией. Президент Франции, например, заявил, что обязательства по «мистралям» его страна выполнит, однако сделал оговорку о том, что второй вертолётоносец (уже оплаченный РФ и готовый на 75%) РФ получит «в зависимости от ситуации на Украине», что можно впоследствии трактовать как угодно. Британский премьер даже говорит, что «выполнять такой контракт для Британии было бы немыслимо», и вообще призывает к более масштабным санкциям. Американцы предсказуемо недовольны. И не только из-за политической обстановки, сказывается влияние оружейного лобби: из-за урезания бюджета Пентагона американские производители оружия вынуждены искать возможность заработать за рубежом. Срыв контракта и последующий за этим подрыв репутации Франции как надёжного поставщика оружия будут им очень на руку.
Многих в связи с возможным ударом по энергетическому сектору России волнует вопрос: а получится ли в этом плане изолировать Россию так же надежно, как и Иран в своё время? Это маловероятно: Россия в сутки добывает 10 миллионов баррелей нефти и продаёт 7 миллионов баррелей нефти — у Ирана эпохи «до санкций» показатели были значительно ниже: 3,5 миллиона баррелей и 2,5 миллиона баррелей соответственно. В газовой сфере мировая экономика зависит от поставок из России так, как никогда не зависела от Ирана. Так что вероятное «выключение» России будет чрезвычайно болезненным не только для нас. Но вернёмся к обломкам малазийского «Боинга».
Чрезвычайно сильный международный информационный шум вокруг катастрофы (значительно более сильный, чем в случае с иранским самолётом в 1988-м) можно объяснить не столько спланированной провокацией, сколько личностями пассажиров. Люди в салоне были очень разные, но в основном это были граждане стран Первого мира и среди них были ведущий мировой эксперт по СПИДу Йюп Ланге, сенатор, банкир, предприниматели, писатели, общественные активисты, инженеры — с какой стороны ни посмотри, не последние граждане.
Свалить вину за катастрофу на ополченцев Донбасса или даже РФ у американцев пока не получается, но иногда мировому сообществу достаточно просто голословных обвинений. Впрочем, пока европейцы настроены на расследование. В голландском обществе силён запрос на вмешательство в зону боевых действий с целью расследования произошедшего, и голландский премьер уже договорился с Порошенко о создании совместной охранной группы на месте аварии для проведения расследования. И вполне может быть, что на этом участке весьма вероятны провокации со стороны украинских силовиков, которым будет очень полезно дискредитировать ополченцев в глазах европейцев. И не только европейцев: австралийцы тоже задумываются об участии в этой «детективно-миротворческой миссии», ведь в катастрофе погибли и граждане этой страны.
А пока Первый мир обсуждает вероятность посылки де-факто вооружённых отрядов на Украину для расследования обстоятельств гибели своих граждан, Путин, имея на руках обстрелы российской территории и гибель граждан РФ в результате этих обстрелов, продолжает говорить о мирном урегулировании конфликта.
Сектор Газа: война в самом разгаре
Несколько недель назад непризнанное арабское государство очень громко напомнило о своём существовании всему миру: 8 июля Израиль начал воздушные бомбардировки и ракетный обстрел территории Газы, 17 июля началась наземная операция. К настоящему моменту человеческие жертвы выглядят так: 35 израильтян (только три гражданских) и 700 палестинцев (почти все — гражданские, свыше 100 из них — это дети). Если считать вместе с теми, кого убили за последние три недели израильские экстремисты, то получится почти 850 человек. Можно с уверенностью сказать, что военное противостояние на этом клочке земли не завершится до появления независимой Палестины, пока что Газа (которую Израиль не аннексировал и не давал её жителям гражданства) остаётся самой большой в мире «тюрьмой на открытом воздухе». Хотелось бы отметить, что в последние годы террористическая активность в Газе идёт на убыль: в 2013-м с территории района по территории Израиля было выпущено ракет меньше, чем в любой другой год (после 2001-го).
«ХАМАС против ЦАХАЛа» — вечное противостояние, не так ли? Но если отмотать плёнку лет на 30 назад, то можно заметить интересную вещь: именно Израиль (пусть и косвенно) помог создать «ХАМАС». В 1970-е война шла против «Организации Освобождения Палестины» и «ФАТХа», движений вполне светских и потому особого отторжения за рубежом не вызывавших. Чтобы противостоять росту их влияния в Газе и даже внутри Израиля, хитрые евреи решили поддержать исламистов: они их терпели, а иногда даже откровенно поощряли — знаменитому шейху Ахмеду Ясину выдали лицензию для регистрации «благотворительной организации» «Муджама аль-Исламия». Организация строила в Газе мечети, детские сады, библиотеки и школы, создавала сеть солидарных предприятий — можно назвать это палестинской версией «Мондрагона». При руководстве шейха молодые палестинцы тихо учили Коран и готовились убивать своих светских соперников из «ФАТХа» («ФАТХ» поддерживали арабские социалисты ещё со времён египетского президента Насера, Ясин же был членом «Братьев-мусульман», кровного врага светского арабского социализма), чем немало радовали израильских военных и разведчиков. Как-то раз «ФАТХ» и «Муджама» не поделили должности в «Красном полумесяце» и исламисты устроили погром против всех сторонников светской Газы — в тот раз израильская полиция предпочла не вмешиваться и просто молча наблюдала за избиением потенциальных сторонников «ФАТХа». Ясина и его сторонников несколько раз ловили на транспортировках оружия, но так как использовалось оно не против израильских военных и гражданских, то отпускали их с миром. Правда, обстоятельства обернулись так, что благотворительная организация Ясина стала предшественником «ХАМАСа».
В принципе примерно та же история, что и с американцами, поддерживавшими «Талибан» в 1980-х. Пока исламисты были заняты войной со светскими лидерами, всё было хорошо, но в 1990-е поражение «ФАТХа» (руководство которого согласилось-таки признать Израиль) «внезапно» обернулось возвышением «ХАМАСа» (руководство которого признавать Израиль отказалось наотрез и у которого в уставе прописана война с «сионистскими захватчиками»). Сегодня «ясинами» называют самодельные взрывные снаряды, которые борцы за свободную Палестину запускают на территорию Израиля, созданный в 1978-м году с благословения Израиля Исламский Университет сектора Газа ныне является рассадником исламского экстремизма, а созданная исламистами в 1980-х социальная инфраструктура Газы (43 тысячи гражданских специалистов там получают свою зарплату от «ХАМАСа») сводит на нет любые попытки Израиля разрешить конфликт военным путём. Впрочем, практика показывает, что с исламистами договориться просто невозможно, поэтому до создания палестинского государства можно даже не надеяться на «замирение» края.
Бойцы ХАМАСа в Секторе Газа
Вопрос о создании второго государства в самом Израиле пробуксовывает, максимум «пропалестинских» настроений в этой стране — дать израильское гражданство жителям Газы и сделать проблемную территорию частью страны. Интересно, что многие высокопоставленные израильские силовики (например, генерал Гиора Эйланд или Шауль Мафаз, предложивший создать фонд ёмкостью $50 миллиардов для реконструкции Газы) высказываются за создание сильной, единой и стабильной администрации в Секторе, потому что так будет «с кого спрашивать за обстрелы». Если эти разговоры превратятся в планы, то можно ожидать куда более тесного сотрудничества между Тель-Авивом и «ФАТХом» с целью создания новой администрации Палестины. Кто-то же должен всё время искать и закрывать туннели, по которым боевики «ХАМАСа» перемещаются в Газе и за её пределами (только за последние несколько недель израильские военные нашли 28 туннелей, предположительно, их ещё 60) с целью совершения терактов? Впрочем, пока израильское политическое руководство настроено на войну и настаивает на «полной демилитаризации Газы». Так чего хотят добиться израильские военные в ходе нынешней кампании?
Израиль настаивает на том, чтобы «ХАМАС» прекратил вооружённую борьбу, распустил своих боевиков, перестал бороться против израильской оккупации и еврейских поселенцев и сосредоточился на мирной политической деятельности. Задача трудновыполнимая, хотя бы потому, что «ХАМАСу» в Газе приходится сражаться против ещё более радикальных исламских группировок (вроде местных ячеек «Аль-Каеды» или «Хизбут Тахрира»), заинтересованных в глобальном джихаде. Проведя семидесятые и восьмидесятые в борьбе против светских палестинцев, израильские «гении» ослабили светское руководство Палестинской автономии настолько, что оно уже не обладает достаточной властью, чтобы самостоятельно навести порядок (чего от него ждут в Тель-Авиве). И если кто-то его и должен возглавлять, то это должен быть не дискредитировавший себя в глазах палестинцев Махмуд Аббас, а Мохаммед Дахлан, бывший глава службы безопасности Палестинской автономии. Он достаточно популярен в народе, открыто выступает против терроризма, имеет спонсоров и покровителей в ОАЭ (его поддерживает королевская семья) и среди генералов, правящих Египтом.
Американцы вовремя поняли, что им нужно поддерживать светские власти Газы: они помогали им как политические консультанты и даже поддержали создание вооружённых формирований «ФАТХа» для борьбы с «ХАМАСом». Израиль смотрит на это с неодобрением и постоянные советы Вашингтона касательно необходимости диалога с палестинцами решительно отвергает. Весьма характерно, что на февральских мирных переговорах американского госсекретаря Керри, упрекнувшего Израиль в плохом обращении с палестинцами, сами израильтяне обвинили в «антисемитизме». Кстати, раз уж вспомнили о самом неудачливом дипломате США, на котором и так уже лежит большой груз нерешённых проблем.
На этой неделе он прилетел в Израиль, чтобы помочь договориться о перемирии. Израиль уже согласился на 12-часовое прекращение огня, «ХАМАС» уговорить труднее: лидер организации Халед Машаль продолжает требовать от израильтян снятия экономической блокады сектора Газа. Неизвестно, когда стороны договорятся. Но даже если и договорятся, то что изменится? Да ничего.
400 тысяч еврейских поселенцев на Западном Берегу никуда не денутся, как и их необъявленная война против палестинцев, заставляющая вспомнить лихие кровавые дни освоения американского фронтира. Уничтожение поселений и депортация поселенцев обратно в Израиль — решение, практически немыслимое с точки зрения Тель-Авива, «поселенческое лобби» в стране чрезвычайно сильно. При необходимости эти люди обращают оружие и против израильских силовиков, так что если израильское правительство уступит прессингу мирового сообщества, то ему предстоит столкнуться с вооружённым сопротивлением среди своих же евреев. У палестинцев до появления собственного государства не остаётся никакого другого выбора, кроме как сражаться с Израилем: даже в лучшие времена безработица в Газе составляет 50% от трудоспособного населения. Тут что ни делай, оба народа рады столкнуться в кровопролитной войне даже вопреки всем желаниям своих лидеров (нынешней кампании предшествовало избрание президентом Израиля «пропалестинского» кандидата, а в Палестине «ФАТХ» и «ХАМАС» сформировали единое правительство и хотя бы на словах отказались от уничтожения Израиля).
ООН уже несколько ошалела от размаха израильских зверств и поговаривает о том, чтобы обвинить Израиль в военных преступлениях. Представители российской либеральной тусовки, в обычные времена пугающиеся тени русского фашизма и поддерживающие Украину в её войне против Донбасса (и, соответственно, выступающие резко против интервенции России в Новороссию), почему-то поддерживают Израиль: Антон Носик доказывает, что «ХАМАС» сам бомбит Газу; группа «Рабфак», обычно такая иронично-либеральная, записывает бравую песню про успехи израильской военной машины («учись, Европа, Иран, рыдай — „ХАМАС“ маст-дай»). Как-то это… немножко лицемерно, нет?