Пытайтесь покинуть Омск: Человек Играющий и мир будущего

Предыдущий пост о клиповом мышлении я закончил вот на чём:

Сверхчеловек будет жить в объективной реальности. А все остальные — в своей собственной. Той, которую нарисуют им другие добрые сверхлюди.

Но не объяснил, что я имею в виду.

omsk-v2-inverted

Хатиква

В принципе, всё, о чём я пишу, давно является банальностью. Европейский рационализм вполне осознанно хоронил ещё американский философ Джон Дьюи сто лет назад, а средства массовой информации не отражают реальность, а моделируют её. В случае с украинской пропагандой я лишь пытался показать, что для такого моделирования постепенно перестают апеллировать к человеческому разуму, сосредотачиваясь исключительно на эмоциональном восприятии какой-либо информации, которой вообще необязательно быть «правдой». «Дело Джона Дьюи живёт и побеждает».

Если кому-то кажется, что это что-то новенькое — боюсь огорчить его. Ничего нового тут в целом нет, это тренд последних полутора столетий. На Ближнем Востоке есть целое государство, выстроенное по принципу «я так чувствую». Что было реально? Англичане расчистили часть подконтрольной им территории и пригласили заселяться туда евреев. Жить в сверхвраждебном окружении на клочке пустыни, постоянно отбиваясь от террористических атак и радуясь при этом как дети. Подо всё это была подогнана мифология холокоста, на всякий случай запрещённая к оспариванию в большинстве европейских государств, и националистический миф такой степени удивительности, что современный украинский национализм — просто триумф чистого разума. Во всяком случае, Украина в виде УССР хотя бы реально существовала 74 года советской власти, на её территории жили люди с национальностью «украинец» в паспорте, на украинском языке кто-то реально говорил. А тут «украинцев» привезли в гетто посреди дикарей: живите и радуйтесь, тут 50000 лет назад Моисей Бандера ходил. Инфа 100%.

oms0

Ничего, живут, многие счастливы. Антон Носик в «Школе злословия» так и сказал: «Сионизм нельзя объяснить, это глубоко в сердце». Мол, отвали, не твоё дело, я так чувствую, ты всё равно не поймёшь. На этом «чувстве» выстроена целая страна, которая существует полвека и во многих отношениях весьма и весьма благополучна.

То есть сионизм и есть окончательное решение еврейского вопроса в Европе. Жечь или выселять евреев — это архаика для немецких дуболомов. Еврей должен уезжать сам, с песнями, танцами, под бой барабанов. Из Парижа, Вены, Берлина и Петербурга — к чёрту на рога.

Еврейский гимн, в 2004 году утверждённый как официальный гимн Израиля. Придуман в Австро-Венгрии веком раньше, причём автор слов — выходец из Галиции Нафтали Герц Имбер. Гимн очень красивый и похож на молдавские народные песни

(Конец провокационной завлекалочки про евреев).

Казаться, а не быть

Тем не менее в ХХI веке всё это достаточно скучно и современному человеку с клиповым мышлением не очень нужно. Его девиз — казаться, а не быть, поскольку если он сам себе кем-то кажется — это и есть его реальность, причём в ней можно убедить и остальных. То, с какой лёгкостью какие-нибудь Ксения Собчак и Тина Канделаки надели очки без диоптрий и за день трансформировались в общественном сознании из дорогих проституток в интеллектуальных женщин — один из многих тому примеров. Реально они не были ни теми, ни другими, но люди смотрят не на реальность, а на очки.

Обыватели ХХ века убегали от враждебного для них окружения официальной культуры в пространство субкультур. Но тем не менее это бегство содержало в себе элемент Выбора. Фигуры субкультурных движений часто трагические, вписавшись в «движуху», человек часто связывал с ней всю свою жизнь, как еврейский националист связывает её с Палестиной. Назвался панк-рокером — вот и тяни лямку. Для homo clipus это непозволительная роскошь и трата драгоценного времени, а к тому же ещё и трагедия. Трагедия ему не нужна, нужно быть на позитиве.

Money, success, fame, glamour. Всё очень весело, но в конце концов грустно: прототип главного героя «Клубной мании» вышел на свободу около пяти лет назад

Советский вариант. «Стиляга» или «жлоб» — Выбор и даже Крест. Но теперь это просто игра, «тематические вечеринки», красивая киносказка

Выбор и крест человеку с клиповым мышлением не нужен. Нужно много весёлых реальностей: «меняйся, оставаясь собой». Он чтец, жнец и на дуде игрец, но всё это немного понарошку. С современной точки зрения Мик Джаггер 60 лет батрачит на одном заводе и должен был давно помереть от скуки. С другой стороны, школьная училка эпохи модерна затюкала бы несчастного Леонардо Да Винчи: мол, «дружок, ты уже взрослый, пора бы определиться, чего ты хочешь в жизни: математикой заниматься или картиночки рисовать». Музыкант середины ХХ века хотел создать одну мощнейшую банду. Музыкант ХХI имеет восемь сайд-проектов: тут он фронтмен и поёт на стадионах, здесь играет на барабанах в отвязной панк-хардкор-группе в грязных клубах, там выступает в качестве диджея, а ещё немного читает рэп. «Бери от музыки всё».

Леди Гага отдыхает от стадионных концертов

Ещё в 90-е был провозглашён девиз «Бери от жизни всё». А значит — «выбирай всё». Поскольку человек — это тот выбор, который он делает, выбирая всё, он становится никем. Но думает, что стал всем. А это ему и надо. Клип должен быть разнообразным, ярким. Человек будущего хочет прожить сто жизней сразу. Как? Ощутив их.

Важны ощущения. Советский «Клуб кинопутешественников» просто показывал разные страны и места. В современных трэвел-шоу ведущий обязательно пробует всё на себе: купается с крокодилами, ест экзотическую пищу, забирается на Эверест, катается на велорикшах, ночует в хостелах. Зачем? Чтобы передать зрителю ощущения от путешествия и от жизни в каком-либо месте. Ощущения интересны. Факты — нет.

И много-много реальностей детишкам принесла

Поэтому когда у людей появляется много свободного времени и денег, они чаще всего едут путешествовать. Чтобы расширить границы реальности и попасть в иную. Почувствовать себя немного китайцем, французом, англичанином, мексиканцем, евреем. Центры европейских городов давно превратились в Диснейленды для туристов, а сам Диснейленд — один из первых опытов развиртуализации выдуманной реальности.

oms1

Всем, кто пришёл в это счастливое место: «Добро пожаловать!» Диснейленд — это ваша страна. Здесь воскресают прекрасные воспоминания стариков, и здесь молодые могут вдохнуть вызов и обещания будущего. Диснейленд посвящается идеалам, мечтам и реальным событиям, которые создали Америку, с надеждой, что она станет источником радости и вдохновения для всего мира!

Вот что написано на входе в один из первых Диснейлендов. Какой там Капков с «Парком Горького», прости господи. Ушлый мультипликатор создал государство в государстве, и намеренно преподносит его как мир счастья, где осуществляются мечты, «вдыхаются вызовы» и воскресают старческие воспоминания.

Думаете, это детские игрушки? Вот другой пример, нарочито взрослый. На территории Чехии в 90-е годы было создано королевство Other World Kingdom — стилизованный мир женского доминирования со своей символикой (вплоть до флага) и законодательством (сводящимся к женскому превосходству во всём). Понятно, что экстерриториальный статус OWK достаточно условный, а чешская затея свелась к съемкам эротики и порнографии на тему женского доминирования «с фантазией», но важен сам факт: мужчины и женщины свободно могли поселиться в сеттинге со своими правилами, культурой и стилем жизни. Это ожившая MMORPG достаточно больших масштабов, причём на тему распространённых, но всё же экзотических сексуальных фантазий.

oms2

Но вот женщине из OWK надоело быть владычицей морскою, а мужчине — земляным червяком. Куда им идти? Им идти домой, потому что больше им идти совершенно некуда. А что дома? Дома скучная, убогая, однообразная реальность. Которая никому не нужна. Само слово «реализм» стало восприниматься как что-то сниженное, грязное. То, чем веком раньше был натурализм, богатый описаниями вони протухшей рыбы, чьих-нибудь дырявых носков или безобразной алкогольной хари. Реальность для homo clipus — это что-то подобное. Поэтому футуристическое изображение действительности — это чаще всего нечто стеклянно-белое, гладкое, лишённое запахов, вылизанное и безликое, похожее на 3D-рендер. Люди этого хотят, к этому стремятся и, в общем, это и получат. Человек будущего будет жить в стерильной капсуле с кроватью и сортиром, а его окном в действительно интересный мир будет ноутбук, планшет или что там ещё придумают.

Попытка осмысления проблемы современной российской поп-культурой

В этом мире действительно гораздо интереснее: там прорисованы прошлое, настоящее и будущее, там он попадает (на уровне ощущений, но они и важны) в тысячи мест и проживает тысячу жизней, по сравнению с которыми его настоящий облик и окружающая действительность — убожество. Пространство компьютерных игр — лишь часть этой реальности: по сути, самые обыкновенные новости из интернета точно так же воспринимаются как нечто не совсем настоящее. То, что находится за пределами уютной капсулы. Когда нынешние интернет-юзеры отпускают шуточки про скошенных укропов и жареных колорадов — для них это просто юниты, существующие по ту сторону экрана.

Виртуальная реальность — это скучно

Существует стандартная мулька о «виртуальной реальности». Мол, человек уткнётся в свой экран, наденет какой-нибудь волшебный шлем или очки и погрузится в иной мир, превратившись во вросшего в диван овоща. Это преувеличенная страшилка. Человеку хорошо в пространстве ММОРПГ или соцсетей только лишь потому, что окружающая действительность предлагает нечто намного более скучное. Но он прекрасно понимает, что «жизнь проходит мимо», и от этого несчастен. Люди любят потешаться над фантастической неухоженностью квартир геймеров. Но эти геймеры исправно ходят на выставки компьютерных игр, где выглядят опрятными и вполне социально адаптированными людьми. Просто им больше некуда пойти. У человека из Омска, играющего в танчики, альтернативой танчикам является Омск, и в этой ситуации выбор в пользу танчиков выглядит и является вполне разумным решением.

Говорят, постановка, но в целом реакция вполне стандартная и правильная. У человека насильно отобрали часть его жизни, вернув в убогую комнатушку

Уже ясно, что когда-то всё виртуальное пространство преобразуется в более-менее единый и интегрированный «новый мир», где лента новостей будет соседствовать с экономическими показателями вашей империи, а наступление её танковых армад будет производиться под личным контролем юзера, который в свободное время промышляет скупкой ресурсоперерабатывающих заводов и читает стихи. Но от этого юзер не перестанет ощущать себя помещённым в омскую капсулу, из которой страшно и скучно высовывать нос.

И он неизбежно будет искать, куда его высунуть и где найти такое же игровое или полуигровое пространство, в котором ему интересно. И базой для такого пространства будут отнюдь не только ММОРПГ. Новые медиа, устроенные во многом по принципу форумов и блоговых сообществ, неизбежно обрастают фан-клубами, где читатели проводят развирты. Тому подтверждение — самобеглое возникновение клубов читателей нашего богоспасаемого издания на территории всего бывшего СССР. Новые медиа должны предлагать читателю стать участниками интересной игры («Восстанови РНГ», «Почувствуй себя настоящим русским», «Imperial splendour»), которая неизбежно материализуется в действительности. Представить себе развирт читателей «Комсомольской правды» или «Новой газеты» невозможно: издания старой школы «вещают информацию», не вовлекая читателя ни в какой процесс. Их потуги на интерактивность столь же безуспешны, как идеи кинематографистов середины ХХ столетия снимать разные продолжения одних и тех же сюжетов, раздать зрителям в зале пульты для голосования и предложить им в кульминационные моменты выбирать развитие фильма (то есть чтоб зритель решал, убьёт Хосе Игнасио Марию или нет, и в зависимости от этого смотрел разные продолжения). Сам формат художественного фильма исключает участие зрителя и превращение его в пользователя.

Современные форматы этого, напротив, требуют, и это происходит. Даже в России открываются, скажем, тематические детские лагеря по мотивам игры «Цивилизация», а автор этих строк однажды разработал для одного из телеканалов целое телешоу, построенное по принципам легендарного творения Сида Мейера. Из-за кризиса проект заглох, но спрос есть, и даже российские телепродюсеры его чувствуют.

В нынешней ситуации «виртуальная реальность» выглядит предпочтительнее объективной. Но вообще она скучна и оставляет человека опустошённым. Просмотр парижских улиц на гугл-мапс это прикольная опция, но она не заменяет путешествия в Париж, и точно так же партия в «Циву» не даёт полноценного ощущения управления независимой державой (вещи для человека гиперинформационной эпохи вполне банальной). Это лишь суррогаты, «онанизм», а зачем нужен онанизм, если можно иметь настоящего партнёра?

Всё, что существует в сегодняшнем интернете, от игр до новых медиа, и всё, что там будет существовать в будущем, а также и всё, что появится в виртуальном пространстве вместо интернета или вместе с ним — всё это неизбежно материализуется, поскольку только такой мир даст человеку будущего постоянное ощущение счастья, непрекращающейся игры, ста прожитых жизней. Обязаловкой, пусть и не такой скучной, станет как раз сидение за компом: нечто среднее между школой, работой и подготовкой к настоящей жизни.

Уже сейчас доходы ведущих корпораций, занимающихся геймдевом, превышают сборы с голливудских блокбастеров, и создавать для юзеров соответствующие декорации от парка с микки-маусами до БДСМ-королевства будет сверхвыгодно и не будет стоить ничего. Строй себе вместо Омска по всему Транссибу Диснейленды — только успевай. Квест «Клаустрофобия» — это игра на час. Тематическая вечеринка в клубе — на вечер. После этого люди с унылыми лицами возвращаются в унылом метро в своё унылое Новогиреево, где одна отрада: комп с интернетом. А зачем ехать в Новогиреево, когда можно попасть в следующий сеттинг, а потом ещё, ещё и ещё?

oms3

Для чего и требуется, скажем, толерантность и стирание старых идентичностей, к которым глупые людишки относятся всё ещё слишком серьёзно и даже из-за них воюют. Человек Играющий будет менять идентичности как роли, в образе чужака или врага будет скрываться, по сути, актёр, косплеящий очередного персонажа по своему вкусу. Нападать на наполеоновского солдата, прыгающего по театральным подмосткам, никому никогда не придёт в голову.

Вот какую реальность нарисуют людям будущего с «клиповым мышлением». Какая тут, к чёрту, самостийная Украина, возрождённый Израиль, русский мир или американская демократия? Скука смертная это всё, развлекуха на пару лет. Человеку нужны сотни реальностей и тысячи образов, постоянный квест, вечеринка, военная операция, ролевая игра и всё остальное. Постоянное ощущение счастья и новые впечатления. Выиграют те, кто сумеет создать для человека не Украину или Израиль, а сотни, тысячи красивых сказок, где каждый может стать кем угодно. Игра никогда не должна заканчиваться, а её смысл никому не должен быть ясен. О нём вообще не нужно задумываться.

Разве что на последней остановке, лёжа под капельницей в 120 лет и вспоминая родную омскую капсулу: единственный кусок реальности, данный человеку по-настоящему.

banner-new